Оскары-2018: Утро вечера мудренее
«Форма воды». Реж. Гильермо Дель Торо. 2017
В эпоху Вайнштейнов (теперь уже, кажется, безвозвратно ушедшую) «оскар» считался серьезным маркетинговым инструментом — количество статуэток и номинаций указывали на видеокассетах и дисках. Считалось, что это помогает продажам. Что помогает продажам и скачиваниям сегодня — не ясно, но премия Американской киноакадемии все сильнее политизируется. Академики любят себя отчитывать и ревностно следят за тем, чтобы поощерялось «правильное» и игнорировалось «неправильное». И кажется, что год от года решения академии (как по номинациям, так и по призерам) все более предсказуемы. Так же верно и то, что год от года «оскар» все-таки заставляет удивляться — регулярно одна-две номинации обманывают самые рациональные ожидания. Ради этих удивлений люди в далекой от Лос-Анджелеса России и не спят ночами.
«Секретное досье». Реж. Стивен Спилберг. 2017
Лучший фильм
«Зови меня своим именем», «Темные времена», «Дюнкерк», «Прочь», «Леди Бёрд», «Призрачная нить», «Секретное досье», «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Василий Степанов: Выбирать по сути не из чего. Актуальность «Трех билбордов» против актуальности «Формы воды». На этом фоне хочется, чтобы уже дали «Секретному досье» — он хотя бы похож на большое кино.
Никита Смирнов: Из 9 претендентов этого года две трети номинированы — или поддержаны — теми процессами, что происходят с прошлой осени. «Форма воды» одновременно и окрошка из нынешних трендов, и все-таки по-оскаровски нарядная картина. К тому же, дель Торо куда больше на слуху, чем рвущийся через «глобусы» и BAFTA Макдона — а вокруг фильма ирландца вдобавок случился небольшой скандал: части Голливуда он показался недостаточно прогрессивным.
«Призрачная нить». Реж. Пол Томас Андерсон. 2017
Лучший режиссер
Кристофер Нолан («Дюнкерк»), Джордан Пил («Прочь»), Грета Гервиг («Леди Бёрд»), Пол Томас Андерсон («Призрачная нить»), Гильермо дель Торо («Форма воды»)
Василий Степанов: Хорошо было бы дать уже Андерсону за фильм, в котором «мертвые присматривают за живыми». Ему уже давно награда полагается, а «Призрачная нить» — фильм столь вопиюще необязательный и надменно пренебрегающий современностью, что это даже было бы красиво. Кроме того, там так завтракают!
Никита Смирнов: Дель Торо пора переводить в статус современных классиков, и поле зачищено: тот же Макдона приземлил свой фильм во всех главных номинациях, и растворился где-то по дороге, в режиссерском списке его нет.
«Темные времена». Реж. Джо Райт. 2017
Лучший актер
Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем»), Дэниэл Калуя («Прочь»), Гэри Олдман («Темные времена»), Дензел Вашингтон («Роман Израэл, Esq.»), Дэниэл Дэй-Льюис («Призрачная нить»)
Василий Степанов: Тимоти Шаламе рановато, Дэй-Льюису и Вашингтону — уже хватит. Если дадут Дэниелу Калуя, будет странновато. По счастью дадут Гэри Олдману. И все будут рады снова вспомнить, с каким презрением актер говорил раньше о недополученных призах.
Никита Смирнов: Работа над Черчиллем сравнима с тем, что делает Энди Серкис — сначала тебя преображают до неузнаваемости, потом ты выходишь и даешь сверхтехничную игру. В интервью (не том, где он ругается на всяческие награды) Олдман рассказывал, что на смену приезжал, как на праздник. Кажется, что в этом году чувства Олдмана и киноакадемиков совпадают.
«Проект Флорида». Реж.Шон Бейкер. 2017
Лучший актер второго плана
Уиллем Дефо («Проект „Флорида“»), Вуди Харрельсон («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Ричард Дженкинс («Форма воды»), Кристофер Пламмер («Все деньги мира»), Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)
Василий Степанов: Очень хочется, чтобы дали Уиллему Дэфо, у которого три с половиной эпизода почти без слов составились в полноценную, причем выбивающуюся из всей его фильмографии роль. Это было бы особенно ценно, так как у «Проекта „Флорида“» других номинаций нет. Но актерские номинации по максимуму соберут «Три билборда». И это нормально.
Никита Смирнов: Рокуэлл всегда играет более-менее одно и то же, но в случае с помощником шерифа Диксоном роль даже в количественных показателях оказалась чуточку больше: тут и жесты сумасброда, и дикция реднека-пьяницы, и заикание по случаю, и при всем этом — сюжетный путь от очень неприятного человека до такого, с которым по крайней мере не страшно сесть в машину.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Реж. Мартин МакДона. 2017
Лучшая актриса
Салли Хокинс («Форма воды»), Фрэнсис МакДорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), Марго Робби («Тоня против всех»), Сирша Ронан («Леди Бёрд»), Мэрил Стрип («Секретное досье»)
Василий Степанов: У Фрэнсис МакДорманд уже есть один «оскар» (за «Фарго»). Будет и второй.
Никита Смирнов: Макдорманд изображает Клинта Иствуда, в нужный момент расклеиваясь до состояния «жила одна баба», как влитой носит фирменный макдоновский deadpan и всячески показывает, что Марго Робби и Сирше Ронан еще предстоит подрасти.
«Тоня против всех». Реж. Крейг Гиллеспи. 2017
Лучшая актриса второго плана
Мэри Джей Блайдж («Ферма „Мадбаунд“»), Эллисон Дженни («Тоня против всех»), Лесли Мэнвилл («Призрачная нить»), Лори Меткаф («Леди Бёрд»), Октавия Спенсер («Форма воды»)
Василий Степанов: Как раз тот случай, когда есть на что посмотреть и из чего выбрать. Можно было бы отметить любую из претенденток. Но Эллисон Дженни эффектнее всех. А Лесли Мэнвилл — изысканнее.
Никита Смирнов: Эллисон Дженни. Так говорят ребята со двора, сам не проверял, но остальные роли слишком уж скучные — за исключением, быть может, Лори Меткаф.
«Нелюбовь». Реж. Андрей Звягинцев. 2017
Лучший фильм на иностранном языке
«Фантастическая женщина», «О теле и душе», «Оскорбление», «Нелюбовь», «Квадрат»
Василий Степанов: Очень хочется перестать беспокоиться за Андрея Звягинцева. Дайте уже ему его «оскар». Есть, конечно, хороший вариант вызвать на сцену женщину — Илдико Эньеди («О теле и душе» прекрасен) или удостоить внимания другую женщину, «Фантастическую».
Никита Смирнов: Чудо-женщина из Чили: история о транссексуале, которую удобно наградить даже не глядя, если на самом деле ничегошеньки в номинации не посмотрел.
«Звездные войны: Последние джедаи». Реж. Райан Джонсон. 2017
Лучший композитор
«Дюнкерк», «Призрачная нить», «Форма воды», «Звездные войны: Последние джедаи», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Василий Степанов: Невыносимые погонные метры саундтрека в «Дюнкерке» и «Призрачной нити» — очевидные фавориты, хотя главную работу в прошлом году, кажется, проделал Джон Уильямс каким-то чудом вдохнувший надежду в новые «Звездные войны». У него, впрочем, столько «оскаров», что может и уступить.
«Прочь». Реж. Джордан Пил. 2017
Лучший оригинальный сценарий
«Любовь — болезнь», «Прочь», «Леди Бёрд», «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Василий Степанов: Кажется, утешительный (а на самом деле предельно справедливый) приз для Мартина Макдона. Или все-таки «Прочь»?
Никита Смирнов: Сценарная категория может послужить хорошей точкой диверсификации. У Джордана Пила получился яркий дебют, этакий ладный анекдот со всеми полагающимися пуантами — и, к тому же, сильно лидирующий в разнообразных зрительских голосованиях.
«Зови меня своим именем». Лука Гуаданьино. 2017
Лучший адаптированный сценарий
«Зови меня своим именем», «Горе-творец», «Логан», «Большая игра», «Ферма „Мадбаунд“»
Василий Степанов: Хотелось бы, конечно, посмотреть, как будут сверлить глазами появившегося на сцене Джеймса Франко, но его в списке сценаристов «Горе-творца» нет. Так что этот вариант отставим. Если серьезно, судьба, кажется, велит выдать «оскар» Джеймсу Айвори («Зови меня своим именем»). Он великий, старый, а «оскара» у него еще нет.
Никита Смирнов: Джеймсу Айвори 89 лет, но он растроган номинацией не меньше иного дебютанта. Дать ему статуэтку значит, как минимум, растрогать и всех прочих.
«Бегущий по лезвию 2049». Реж. Дени Вильнев. 2017
Лучшая работа оператора-постановщика
«Бегущий по лезвию 2049», «Темные времена», «Дюнкерк», «Ферма „Мадбаунд“», «Форма воды»
Василий Степанов: Есть такой человек — Роджер Дикинс («Бегущий по лезвию 2049»). 14 номинаций и ни одной победы. Случай куда более вопиющий, чем с Леонардо Ди Каприо. Надо исправлять.
«Планета обезьян: Война». Реж. Мэтт Ривз. 2017
Лучшие визуальные эффекты
«Бегущий по лезвию 2049», «Стражи Галактики. Часть 2», «Конг: Остров Черепа», «Звездные войны: Последние джедаи», «Планета обезьян: Война»
Василий Степанов: Голосую за «Планету обезьян». Возможен, впрочем, и вариант с «Бегущим по лезвию», хотя это скучнее.
«Призрачная нить». Реж. Пол Томас Андерсон. 2017
Лучший дизайн костюмов
«Красавица и чудовище», «Темные времена», «Призрачная нить», «Форма воды», «Виктория и Абдул»
Василий Степанов: Лучшие костюмы в фильме про костюмы? «Призрачная нить»? Или нет?
«Темные времена». Реж. Джо Райт. 2017
Лучший грим и прически
«Виктория и Абдул», «Темные времена», «Чудо»
Василий Степанов: Вариантов, кажется, нет — лицо британского премьер-министра в исполнении Гэри Олдмана.
«Дюнкерк». Реж. Кристофер Нолан. 2017
Лучшая работа художника-постановщика
«Красавица и чудовище», «Бегущий по лезвию 2049», «Темные времена», «Дюнкерк», «Форма воды»
Василий Степанов: Будет интересно, если на повороте «Бегущего по лезвию» или «Форму воды» (оба представляют собой шедевры оформительского искусства) обойдет, например, «Дюнкерк» или кушетка Черчилля. Но, конечно, этому не бывать.
«Тайна Коко». Реж. Ли Анкрич. 2017
Лучший анимационный фильм
«Босс-молокосос», «Добытчица», «Тайна Коко», «Фердинанд», «Ван Гог. С любовью, Винсент»
Василий Степанов: Из чувства противоречия хочется проголосовать за «Босса-молокососа». Но против «Тайны Коко» не попрешь.
Никита Смирнов: В анимации, как и в иностранном кино, побеждает тот, кто на слуху. И хотя есть социально значимая «Добытчица», на которой в графе «продюсер» встречаем фамилию Джоли, есть технически изобретательный «С любовью, Винсент», есть, наконец, скандал с Джоном Лассетером из Pixar, его студия с высокой долей вероятности приберет еще одну награду.
«Лица, деревни». Реж. Аньес Варда. 2017
Лучший документальный фильм
«Abacus: Достаточно мелкие для тюрьмы», «Лица, деревни», «Икар», «Последние люди Алеппо», «Стронг-Айленд»
Василий Степанов: В номинации собраны очень неплохие фильмы, но идеальным награждением стал бы «оскар» Аньес Варда («Лица, деревни») — такой расклад примирил с любой другой несправедливостью премии.
«Малыш на драйве». Реж. Эдгар Райт. 2017
Лучший монтаж
«Малыш на драйве», «Дюнкерк», «Тоня против всех», «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Василий Степанов: Конкурента на самом деле два — «Малыш на драйве» и «Дюнкерк». Первый смонтирован феноменально, второй — хотя бы делает вид, что в монтаже еще можно нащупать что-то новаторское. За эту смелость в подходе вполне можно дать.
Список призеров — здесь.