Канны
Репортаж

Канны-2015: Лучшее


Призы

Лобстер. Реж. Йоргос Лантимос, 2015

Никто не ожидал, что жюри братьев Коэн наградит фаворитов фестивальной публики и будущих героев артпроката, о которых «Сеанс» писал все эти 12 дней, но во время церемонии закрытия и по ее окончании в залах для прессы постоянно звучало то самое недовольное «бууу».

Приз за лучший сценарий получил автор фильма «Хроник», мексиканский режиссер Микель Франко, в 2012-м году награжденный в программе «Особый взгляд» за картину «После Люсии». Тим Рот играет медбрата из хосписа, который после загадочной истории, подробности которой мы так до конца и не узнаем, ухаживает за умирающими, постепенно погружаясь в их личные и профессиональные интересы и отчасти присваивая их личности. Каждое тело требует определенного количества отработанных манипуляций, у картины есть свой особенный тон и ритм, но приз за сценарий выглядит самой неуместной из наград: у «Хроника» выдающейся беспомощности финал.

Хроник. Реж. Микель Франко, 2015

Приз за лучшую женскую роль разделили Руни Мара из «Кэрол» и Эммануэль Берко, сыгравшая в фильме Майвенн «Мой король». Невероятно изловчившись, жюри проигнорировало и ультразвуковой проникновенности работу Кейт Бланшетт из той же «Кэрол», и две прекрасные роли Рэйчел Уайц — в  «Молодости» Паоло Сорренитно и «Лобстере» Йоргоса Лантимоса.

Лучшая мужская роль — Венсан Линдон из соцреалистической драмы Стефана Бризе «Закон рынка»; представление об этой работе можно в полной мере получить из трейлера.

 

 

Приз жюри, самый невнятный из призов, у «Лобстера», англоязычного дебюта греческого режиссера Йоргоса Лантимоса; спасибо и на том.

Лучший режиссер — Хоу Сяосянь, «скромный авангардист», который после многих лет работы за границей снял фильм «Убийца», действие которого происходит в эпоху династии Тан. На этом фильме наблюдался самый большой отток фестивальной публики, оставшиеся, как водится, неистово хлопали, но за более подробным комментарием, возможно, следует обратиться к специалисту по данному автору Борису Нелепо.

Сын Саула. Реж. Ласло Немеш, 2015

Вторую по значению награду, Гран-при получил «Сын Саула» венгерского дебютанта Ласло Немеша, открытого Cinéfondation и Беллой Тарром, у которого Немеш работал ассистентом. Этот фильм, построенный на хаотических крупных планах, снятый на пленку и единственный из всей конкурсной программы показанный с пленки — мучительное погружение в небольшой отрезок из жизни узника Освенцима, члена зондеркоманды, который пытается похоронить по иудейскому обряду чужого ребенка, которого как будто начинает считать своим. Фильм считался одним из претендентов на Пальму, доводилось слышать о разных физиологических реакциях на него; общее мнение таково: Немешу удалось погрузить зрителя в ад концентрационного лагеря, но нельзя не отметить некоторого противоречия между выбранным носителем (пленкой) и задачей (погружение в ад); формальный эксперимент с потенциалом воздействия — но не на каждого.

Дипан. Реж. Жак Одиар, 2015

И, наконец, Золотая пальма у Жака Одиара и его фильма «Дипан» — это имя главного героя, бывшего тамильского тигра, бегущего вместе со своей фиктивной семьей во Францию (главную роль в картине сыграл Джесутасан Антонутасан, который и сам подростком был вынужден с оружием в руках принимать участие в гражданской войне на Шри-Ланке, а в Европе стал писателем и актером). Как и в «Пророке» (2009), одной из центральных тем этого фильма становится обустройство человека в тотально незнакомой и потенциально опасной среде; ощущение тревоги усиливает общая тайна, которую делят двое взрослых и один ребенок — на самом деле они не семья, а случайные люди, потерявшие всех своих близких, но в их новой жизни им нужно разыгрывать перед посторонними комедию семьи. Как почти всегда у Одиара, в фильме пульсирует скрытая энергия, главный герой, словно черная дыра, притягивает внимание, но ближе к концу действие развивается слишком стремительно и беспорядочно, оставляя впечатление, что получилось «немного чересчур». Впрочем, в «Дипане» есть как минимум один момент чистого кинематографа, ради которого, он, возможно, и был снят: два световых пятна посреди темноты, красное и синее — во что же они вот-вот превратятся?

 

Фильмы

О лучших фильмах из разных программ мы уже подробно писали:

«Лобстер» Йоргоса Лантимоса
«Кэрол» Тодда Хейнса
«Сказка сказок» Маттео Гарроне
«Сокровище» Корнелиу Порумбою
«Кладбище великолепия» Апичатпонга Веерасетакуна
«Молодость» Паоло Соррентино
«Новейший завет» Жако Ван Дормеля

В числе того, что не было описано, стоит упомянуть комедию Самюэля Беншетри «Асфальт», несколько сюжетных линий которой разворачиваются в пространстве одного многоквартирного дома, где живут жадный толстяк, актриса-неудачника (Изабель Юппер), арабская старушка, нагловатый подросток; туда же по ошибке прилетает американский астронавт (Майл Питт).

Асфальт. Реж. Самюэль Беншетри, 2015

Одним из самых необычных кинопутешествий фестиваля можно назвать погружение во влагу амазонских джунглей в фильме Чиро Гуэрры «Объятие змеи», показанном в «Двухнедельнике режиссеров» и основанном на воспоминаниях европейских путешественников. Это что-то вроде «Агирре, гнев Божий» — истории завоевания Амазонии, только снятой с точки зрения самих индейцев; главный герой — шаман, сначала юный, потом старый, который флегматичной наблюдает за приходом белых ученых, белых авантюристов и белых мессий.

Наркотик. Реж. Рик Файмуйива, 2015

Закрылся «Двухнедельник» примечательной комедией Рика Файмуйивы «Наркотик»/Dope, зимой получившей приз за лучший монтаж на «Сандансе». В числе продюсеров этого кино — Форрест Уитакер, Пи Дидди и Фаррел Уильмс, главный герой — чернокожий старшеклассник, который воображает себя рэпером из 1990-х, мечтает поступить в Гарвард, но по невероятному стечению обстоятельств начинает зарабатывать биткоины продажей наркотиков.

 

События

Тьерри Фремо и Бертран Таверньен на праздновании 120-летия кинематографа братьев Люмьер

В присутствии братьев Коэн, братьев Тавиани, братьев Дарденн и других заслуженных режиссеров в Каннах отметили 120-летие кинематографа братьев Люмьер — были показаны восстановленные версии их фильмов, снятых между 1895-м и 1905-м. Показ восстановленных фильмов сопровождался комическим конферансом арт-директора фестиваля Тьерри Фремо и режиссера Бертрана Тавернье; первый говорил по-французски, второй по-английски («Лион, как известно, стоит на трех реках — Рона, Сона и божоле. Бертран, это ты не переводи»).

? ? ?

Любовь. Гаспар Ноэ, 2015

«Любовь» — детский фильм Гаспара Ноэ, выдающий себя за порнографию — стала идеальным ночным сеансом: толпа зрителей штурмовала полуночный Дворец фестивалей, сеанс начался в час ночи, люди на верхних рядах теряли сознание от усталости, высоты и 3D, но это был настоящий старомодный рок-н-ролл. Подробнее о фильме — здесь.

? ? ?

Ингрид Бергман

В этом году лицом фестиваля стала Ингрид Бергман — один из символов кинематографа и единственный в своем роде мост между Европой и Голливудом. В программе «Каннская классика», в присутствии Роберто Росселлини-мл. и Изабеллы Росселлини, был показан фильм киноведа Стига Бьоркмана (известного как автор книг «Аллен об Аллене», «Бергман о Бергмане» и «Триер о Триере») «Игрид Бергман со своих собственных слов», основанный на дневниковых записях актрисы и раскрывающий ее биографию с неожиданного ракурса. Об этом фильме и о его героине мы расскажем подробнее в ближайшие дни.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: