Хроника кино. 2008 год
В 2023-м году один из героев этого материала, Виталий Манский, был признан Минюстом РФ «иностранным агентом». По требованиям российского законодательства мы должны ставить читателя об этом в известность.
Нулевые принято считать эпохой возвращения российского кино. После провала девяностых заново отстраивается кинопрокат, несколько прокатных хитов реанимируют подорванное доверие зрителя, на месте умерших советских институций спешно формируются новые. «Сеанс» составляет свой отчет о том, к чему пришло наше кино за пятнадцать последних лет. Хроника событий, мнения экспертов и интервью с представителями индустрии.
Эта история еще не стала учебником. Каждый из двадцати трех авторов этой хроники выполнял свою задачу: писал о премьерах и фестивалях, индустриальных и бюрократических новшествах, смертях и дебютах, не стараясь быть беспристрастным. Вместе эти тексты сложились в гигантский пазл — 15 лет новейшей истории нашего кино.
Авторы: Любовь Аркус (Л. А.), Алексей Артамонов (А. А.), Катерина Белоглазова (К. Б.), Наиля Гольман (Н. Г.), Денис Горелов (Д. Г.), Алексей Гусев (А. Г.), Алексей Елисеев (А. Е.), Виктор Зацепин (В. З.), Анна Изакар (А. И.), Андрей Карташов (А. К.), Никита Карцев (Н. К.), Петр Лезников (П. Л.), Лариса Малюкова (Л. М.), Ирина Павлова (И. П.), Денис Рузаев (Д. Р.), Дмитрий Савельев (Д. С.), Максим Семенов (М. С.), Елена Смирнова (Е. С.), Алена Солнцева (А. С.), Василий Степанов (В. С.), Тимофей Степанов (Т. С.), Константин Шавловский (К. Ш.), Лилия Шитенбург (Л. Ш.)
3 января
Умер Александр Абдулов. Он рожден был стать звездой и очередь к судьбе за обещанным не выстаивал. Взлетев по закону обыкновенного чуда и мгновенно искупавшись в славе, он в блеске ее лучей и в отрыве от земли придал своей жизни такие неистовые обороты по всем направлениям, что оказаться долгой она не могла. Однако в сумасшествии страстей, увлечений и просто дел, на которые он себя без всякой жалости тратил, вряд ли существовало для него что-то важней актерства. Был в нем неутолимо жаден, обожал до полной неразборчивости в профессиональных связях, но всерьез остался своими главными ролями: романтическими — у Марка Захарова, гротескными — у Сергея Соловьева. Хотя поклонники наверняка не дадут в обиду ни «Чародеев», ни «Гения», ни «Карнавал». Д. С.
22 января
«Моя любовь» номинирована на «Оскар». Анимационный фильм по мотивам прозы Ивана Шмелева, сделанный в технике живописи по стеклу, к моменту номинации собирает уже множество фестивальных призов. Это четвертая номинация на «Оскар» режиссера Александра Петрова, лауреата премии американской киноакадемии за фильм «Старик и море» (2000). Л. М.
24 января
«Самый лучший фильм» — хит проката. Первая кинокомедия производства канала ТНТ и Comedy Club. Если создатели комедии «Любовь-морковь» копировали американскую комедию 1980-х годов, то авторы «Самого лучшего фильма» пытаются перенести на российский экран кинокапустники нулевых, вроде «Очень страшного кино». Конечный результат устанавливает рекорд в российском прокате и вызывает волну продолжений и подражаний. Впрочем, пародия бесхитростна и сводится к добавлению скатологических шуток в узнаваемые сцены, а нехватка отечественных первоисточников заставляет перемежать намеки на «Бумер» и «Ночной дозор» отсылками к «Матрице» и гонконгским боевикам. Уже ко вторым выходным количество зрителей в кинозале сокращается на 70 процентов. М. С.
24 января
Умер Саша Малинин. В ноябре ему исполнилось 27 лет, и известен он был довольно узкому кругу профессионалов. Из пяти картин, снятых Малининым, две имели серьезный резонанс, их включили в номинацию национальной премии документального кино «Лавр», обе вошли в число призеров фестиваля «Кинотеатр. doc». В руках у Малинина камера приобретала особые возможности, сродни тем, что имеет любящий взгляд, — она преображала воздух малоприятных, в сущности, мест. Он видел любовь там, где ее мало кто способен заметить. Видимо, он умер от инфаркта, внезапно. Его нашли в пустой квартире. Будущее лишилось многого — от Малинина ждали серьезных и неожиданных открытий. Их не будет. А. С.
27 января
«Русалка» получает приз на «Сандэнсе». Этот фильм о силе воображения и самовнушения чем-то напоминает романтический прокатный хит всех времен «Амели» Жан-Пьера Жене. Редкий в России представитель городского кино для девочек — впоследствии именно в этом жанре Анна Меликян снимет свои главные фильмы. У российской критики картина вызовет сдержанную симпатию (чем моложе критик, тем симпатия будет сильнее), а за рубежом вольется в нескончаемый поток «независимого» кино с человеческим лицом (несмотря на горький финал). «Сандэнс» моментально узнает в Меликян своего и даст приз за режиссуру. Евгений Цыганов укрепится в амплуа циничного страдальца средних лет, а Маша Шалаева в который раз поразит естественностью (за полгода до «Сандэнса» ее отметят призом «Кинотавра»). В. С.
Февраль
Выходит первое русское издание «Мартиролога» Андрея Тарковского. Режиссер начал вести свой дневник в 1970-м, во время подготовки к «Солярису», а последняя запись в нем сделана за две недели до кончины. Легендарная книга представляет собой уникальный документ, и первое русское издание, осуществленное в Италии сыном Тарковского, стремительно превращается в раритет. За первой серией публикаций литературного наследия великого режиссера, по словам издателей, должны последовать и другие, но, несмотря на обещания, эта книга Международного института имени Андрея Тарковского так и остается единственной. В. С.
14 февраля
Выходит «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова. Шахназаров от века делал кино о людях, несущих гордое бремя социального аутизма: «Курьер», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх». «Город Зеро» — об ужасе рядового гражданина перед безумствами перестройки — был настолько некошерным в исполнении сына горбачевского помощника, что его предпочли не понять, до сих пор считая антикоммунистической сатирой. В условиях огульного анафематствования советской утопии он опять пошел поперек тренда, сделав фильм о том, что унылой тирании часто противостоят ницшеанствующие говнюки — будь то фарцовый мажор или бомбист Савинков в предыдущем фильме «Всадник по имени Смерть». Равное неприятие прогресса и традиции, царизма и большевизма оставило открытым вопрос: как человек со столь посторонними взглядами смог не только возглавить главный киноконцерн страны, но и превратить его во вполне эффективную кинофабрику? Д. Г.
Апрель
В Москве проходят дни Cahiers du cinéma. Музей кино показывает французскую программу, подготовленную совместно с главным киноведческим журналом Европы. «Дни» меняют представление российской публики о современном кино Франции: показывают неизвестные в России фильмы Риветта, Маркера и Штрауба, а также молодых Кешиша и Гироди, которые через несколько лет станут звездами кинорежиссуры. А. К.
7 апреля
«Апостол» на Первом канале. Сага о разлученных близнецах на материале шпионской драмы военной поры запомнится не столько своим высоким рейтингом, сколько драматичной историей создания. Конфликт режиссера Геннадия Сидорова с продюсерами и исполнителем центральной роли Евгением Мироновым приведет к уходу режиссера, снявшего свое имя с титров. В результате сериал доснимают Николай Лебедев (не фигурирующий в титрах) и Юрий Мороз. И. П.
8 апреля
Умерла Надежда Румянцева. Советская инженю оттепельных кровей: уже не переодетая дамочка с кудельками и накладными ресницами, а прелестная простушка из настоящих девчат. Век тех девчат был недолог — шестидесятые увлекутся другими лицами, и актриса Румянцева уступит им экран. Найдет себя в благополучном замужестве за крупным дипломатом, изредка, но звонко напоминая из-за кадра о лучшей воспитательнице всех неподдающихся — голосом Нины в «Кавказской пленнице», Гюльчатай в «Белом солнце», а то и бойкой русской речью Джули Эндрюс («Звуки музыки») или Одри Хепберн («Как украсть миллион»). Однако для преданных телевизионных зрителей нашего старого кино Румянцева по-прежнему будет оставаться актуальной звездой, чье искрометное простодушие они не спутают ни с каким иным. Д. С.
23 апреля
Умер Александр Трошин. Свои научные интересы он связал с венгерским кино, и справедливо считается крупнейшим специалистом в этом вопросе, но в историю вошел как основатель и главный редактор «Киноведческих записок» — первого и поныне единственного в стране научного журнала о кинематографе. Затеяв вызывающе некоммерческое издание по теории и истории кино в романтические времена, редактор Трошин два десятилетия мужественно отводил прямые рыночные угрозы жизни своего журнала, тратить средства на который государство не слишком-то могло, а частный бизнес не особо хотел. В том, что «Киноведческие записки» выжили, заслуга Трошина первостепенна. Т. С.
12 мая
Министром культуры назначен Александр Авдеев. Бывший посол России во Франции пришел руководить культурой в краткий период «медведевской оттепели». По кинематографической линии на его долю выпали скандал в Союзе кинематографистов, образование Киносоюза, бесконечные интриги на «Ленфильме» и создание Фонда кино. Возможно поэтому к кинематографу он остался равнодушен, принципиальную позицию отстаивая в других сферах культуры — например, активно выступая против строительства «Охта-центра» в Петербурге. К. Ш.
21 мая
«Все умрут, а я останусь» получает в Каннах приз. Игровой дебют Валерии Гай Германики — это ее парадокументальные «Девочки», напившиеся перед дискотекой «ягуара» и подхваченные «новой русской волной», — оператором Алишером Хамидходжаевым, драматургом Александром Родионовым, режиссером монтажа Иваном Лебедевым. Жесткое высказывание о невыдуманных социальных и экзистенциальных проблемах, укладывающееся в нецензурную реплику одной из героинь: «Папа, мама, идите вы на *** и в *****». Жюри «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля отмечает фильм особым упоминанием. А. А.
22 мая
Премьера «Шультеса» в каннском «Особом взгляде». Пройдет еще несколько недель, и полнометражный дебют Бакура Бакурадзе о потерявшем память московском карманнике получит главный приз «Кинотавра» и окажется одним из центральных фильмов нулевых. Его герой — среднее арифметическое непарадной российской действительности, слишком долго уклонявшейся от репрезентации на экране и давно требовавшей именно такого взгляда — внимательного, чувствительного и в то же время аскетичного. Москва Бакурадзе — это город оград и палаток, а его Шультес — человек без свойств, бесцельно блуждающий по кругу в ожидании своего конца. А. А.
Июнь
Программа «Социалистический авангардизм» на ММКФ. На Московском кинофестивале куратор Евгений Марголит показывает зрителям неизвестное советское кино, или известное, но поставленное в неожиданный контекст. «Социалистический авангардизм» выстраивает собственную историю отечественного кинематографа: он посвящен экспериментам с киноязыком от Роома и немого грузинского кино до Калика, Муратовой и «Ленина в Польше» Юткевича. Программа будет продолжена в следующие два года. А. К.
13 июня
В конкурсе «Кинотавра» — «Девственность» Виталия Манского. После Каннского триумфа фильма «Фаренгейт 9/11» документальный фильм в конкурсе игрового фестиваля — не новость. Тем более не новость для режиссера Виталия Манского, чьи «Частные хроники. Монолог» уже были в основном конкурсе главного российского фестиваля девять лет назад (и до премьеры «Девственности» оставались единственным исключением из правила). «Девственность» снята по законам зрительского кино, но в прокат выходит всего шестью копиями (хотя и это для документального фильма уже победа). Попытка Манского заработать на кинотеатральной аудитории в России проваливается, и следующие его проекты — «Родина или смерть» (2011) о Кубе и «Труба» (2013) о нефти и русской провинции в российских кинотеатрах не появятся. А. С., К. Ш.
20 июня
Facebook переведен на русский язык. Возможно, именно по этой причине всего лишь за два года охват сети в России вырастет с ничтожных цифр до пяти миллионов. В Facebook меньше пользователей, чем в «ВКонтакте», но выше средний возраст и уровень образования — он стремительно превращается в огромную интеллигентскую кухню. В нем создаются репутации фильмов («Деточки», «Оттепель», беспрецедентное по масштабу обсуждение «Левиафана»), ведутся разговоры о судьбах профессий (дискуссии о кинокритике на рубеже 2010-х годов), разворачиваются общественные кампании и скандалы. Благодаря Facebook появляется термин «медиасрач», объединяющий все перечисленное. А. К.
26 июня
Выходит двухтомник «Снег на траве». Книга Юрия Норштейна — полноценная история изобразительного искусства (от Древней Греции и фресок Джотто до картин Малевича), увиденная глазами знаменитого аниматора. Издание составлено по материалам лекций, прочитанных в Токио и Москве. Богато иллюстрированная книга, несмотря на достаточно высокую цену, стремительно превращается в библиографическую редкость. Особенно сильно она востребована теми, кто уже отчаялся дождаться выхода легендарного норштейновского долгостроя по гоголевской «Шинели». В. С.
26 июня
В прокате «Особо опасен». Летний блокбастер с Анджелиной Джоли в главной роли — голливудский дебют автора «Дозоров» Тимура Бекмамбетова. Мощная индустрия дает режиссеру странного заокеанского феномена шанс в полной мере проявить свои визуальные навыки и постановочные фантазии. В итоге довольны все: студия получает хит за сравнительно небольшие деньги, зрители — нестандартный, изобретательный экшн, режиссер — отличный старт и кредит доверия для будущих проектов. Им Бекмамбетов сумеет распорядится: после рискованного эксперимента с «Президентом Линкольном. Охотником на вампиров» он займет режиссерское кресло на ремейке «Бен-Гура». Н. К.
, В. С.
5 июля
В Санкт-Петербурге создана студия «Да». Под названием-аббревиатурой (сокр. от «детская анимация») формируется уникальная анимационная студия, специализирующаяся на благотворительных проектах. Помимо обучения анимации детей в трудных жизненных ситуациях студия занимается созданием социально-направленных мультфильмов, в том числе работает над мультсериалом и медиабрендом «Летающие звери», прибыль от которого поступает в Благотворительный фонд «АдВита». Л. М.
5 июля
Умерла Нонна Мордюкова. Как и другие великие трагедийные актрисы, Мордюкова с трудом вписывалась в общий контекст, но создавала собственный. Сильная, страстная, неукротимая и одновременно с тем — монументальная, словно Родина-мать на Мамаевом кургане. Собственно, она и была идеальным воплощением Родины: суровой, губящей своих детей, как в «Комиссаре» или «Трясине», одинокой и тщетно стремящейся объединить разваливающуюся семью, как в «Родне». С 1999 года актриса не снималась (только в 2000 году появилась в документальном фильме Литвиновой «Нет смерти для меня»), но до конца жизни мечтала о новых ролях. М. С.
25 июля
Умер Михаил Пуговкин. Лишь однажды он сыграл отпетого мерзавца — в «Деле “пестрых”». Получилось что надо, но продолжения не имело. Мерзавцами и без Пуговкина было кому заняться, а вот сомнительные горожане в первом поколении, деятельные мужички с бегающими глазками, вороватые бюрократы при мелких должностях — тут ему равных не было, и переиграл он таких неунывающих прохвостов великое множество. Свое дело знал, был привычно забавен и заранее любим, но блистателен — только в руках Леонида Гайдая, умевшего обнаружить в этих простоватых человечках такие лучезарные существа, как словоохотливый прораб в пробковом шлеме, предприимчивый отец Федор и любвеобильный режиссер Карп Савельич Якин. Т. С.
12 августа
На русском выходит «История на миллион долларов» Роберта Макки. Один из самых популярных учебников по кинодраматургии нацелен на конкретную цель — помочь в написании сценария для коммерчески успешного фильма. В своем руководстве Макки обращается к художественной литературе и анекдотам, объясняя, что в основе любого текста лежит история — то, что нам интересно кому-то рассказать, — и именно через сторителлинг рассматривает сценарий фильма. Другие известные учебники такого плана — это «Скрытые инструменты комедии» и «Психология для сценаристов». В отечественном контексте аналог только один — «Кино между раем и адом» Александра Митты. А. И., Е. С.
14 августа
Начинает работу издательство Rosebud. Первой выпущенной книгой издательства становится перевод автобиографии Луизы Брукс. За ней следуют впечатляющий справочник Лурселля, «Демонический экран» Лотте Айснер, книги о Кубрике, Херцоге, Штрогейме, Уэллсе, Мельвиле, Висконти и французской «новой волне» — все это на фоне почти полного отсутствия переводной литературы о кино. Работа Rosebud лишний раз подтверждает, что в постсоветскую эпоху киноведение — удел влюбленных в свое дело энтузиастов. М. С.
1 сентября
«Бумажный солдат» в конкурсе Венеции. Младший Герман из фильма в фильм снимает продуваемую злыми ветрами пустоту, в которой зябнут одинокие фигурки забытых людей. Футбольные пустыри в «Гарпастуме», необитаемые стройплощадки в «Электрических облаках», космодром в «Бумажном солдате». Название отсылает к окуджавской песенке о жертвенном стоицизме обреченной прослойки, востребованной лишь в мегапроектах: атом, космос и война. В зыбком туманном вакууме, который так любил на площадке его отец, режиссер будто сдает экзамен по национальному артхаусу: герой навзничь в кузове грузовика — папины «Лапшин» и «Хрусталев», дачное суесловие — «Июльский дождь», прическа Чулпан от «башни» до каре — панфиловское «Начало». Противоестественное для стартовой лихорадки чувство тотальной богооставленности. «Кинодиссертацию признать состоятельной. Выдать со склада “Серебряного льва”». Д. Г.
14 сентября
Первый Generation campus проходит во Владивостоке. I Международную образовательную программу Generartion campus проводят куратор деловой программы «Кинотавра» Анна Гудкова и главный редактор журнала «Менеджер кино» Ирина Регер. У новой образовательной программы высокие профессиональные стандарты, международный состав преподавателей и участников (в конкурсном отборе участвуют только выпускники международных киношкол, для российских участников обязательно не только профессиональное образование, но и участие в создании короткометражного фильма, представленного на любом международном фестивале), преподавание только на английском языке. Через год Анна Гудкова, Ирина Регер и директор «Кинотавра» Елена Лапина создают бренд «Культбюро» — организация будет заниматься не только проведением Generation campus (последний пройдет в 2013 году в рамках ММКФ, его программа будет включать 8 лабораторий и более 100 участников), но и запустит ряд других международных образовательных программ в России. К. Ш.
29 сентября
«Ландшафты сновидений» Георгия Дарахвелидзе. Масштабная киноведческая симфония посвящена творчеству Пауэлла и Прессбургера. Первый том вызывает фурор в узких киноведческих кругах. Рассуждая об относительно малой известности «Арчеров», Дарахвелидзе походя разделывается с советской киноведческой традицией и доброй сотней авторитетов. Второй том, вышедший в 2015-м, вызывает, скорее, недоумение: он состоит из пересказов (точнее — записей по фильму) девяти классических картин дуэта, выполненных приемами прозы, поэзии и драмы. Дарахвелидзе пытается перейти границу между киноведческим описанием и самим фильмом и терпит неудачу, но дерзновенность попытки завораживает. На подходе — еще три тома. М. С.
2 октября
Сорван первый ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок». Одни площадки сами расторгают договоры, другие накануне открытия посещает пожарная инспекция. Фестиваль проходит подпольно, но выживает и в следующие годы проводится открыто — даже после усиления официальной гомофобной кампании. А. К.
7 октября
Владимир Путин открывает киностудию «RWS — Санкт-Петербург». В день своего рождения премьер-министр Владимир Путин проводит совещание по кинематографии на только что построенной частной киностудии в Петербурге, 51 % акций которой принадлежит «АФК-Система» Владимира Евтушенкова. Сообщается, что на строительство «RWS — Санкт-Петербург» затрачено пятьдесят миллионов долларов, общая площадь составляет 12,5 тысяч квадратных метров. Директор новой киностудии режиссер Дмитрий Месхиев впоследствии заявит о планах по покупке «Ленфильма» структурами Владимира Евтушенкова. Режиссеры Алексей Герман и Александр Сокуров публично выступят против подобной инициативы. Начинается новый этап борьбы за «Ленфильм». К. Ш.
21 октября
Создается Объединенная государственная киноколлекция. Министерство культуры принимает решение о создании ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК). В начале 2009 года она будет сформирована на базе фильмофонда киностудии «Союзмультфильм». В нее войдут почти все фильмофонды, включая фонды «Ленфильма», киностудии им. Горького и «Союзмультфильма». Непрозрачность деятельности ОГК и недовольство выплатами авторских отчислений российским аниматорам послужит спусковым крючком для интриги, в результате которой в 2011 году ОГК упразднят как самостоятельную структуру, присоединив ее к Госфильмофонду. К. Ш.
25 октября
Издательство Артемия Лебедева выпускает «Карту Птолемея» Герца Франка. Как Марина Абрамович передает предельный опыт, превращая в перформанс главные моменты своей жизни, так и Герц Франк всегда ощутим за кадром не только как человек, который снимает, но и как действующее лицо. До него в документальном кино никто этого не делал. В «Карте Птолемея» Франк не просто описывает свой метод, но говорит о нем как о постоянно меняющемся опыте, в котором нет четких секретов мастерства, — это рабочий процесс. Название отсылает к одной из первых карт мира: известные первооткрыватели пользовались ею, дорисовывая по ходу своих путешествий. Другая книга Франка «Оглянись у порога» через год будет издана «Эйзенштейн-центром». В нее войдут лекции, интервью и воспоминания режиссера. А. И., Е. С.
17 ноября
Создана Ассоциация кино- и телепродюсеров (позже — Ассоциация продюсеров кино и телевидения). Восемнадцать крупнейших российских телепродюсеров (контролируют 80 % рынка телесериалов) объединяются в Ассоциацию. Председатель правления — глава компании «СТВ» Сергей Сельянов. Главная тактическая цель — консолидация производителей сериалов и кино в условиях кризиса и удержание рынка. В первую очередь речь идет о неуправляемых актерских гонорарах и ценах на аренду съемочной техники, а также о правовых взаимоотношениях с телеканалами. Впоследствии Ассоциация будет заниматься широким кругом вопросов — от кинополитики до кинообразования. Ей принадлежит ведущая роль в редакции четвертой части Гражданского кодекса, посвященной интеллектуального праву, а также в принятии антипиратского закона. А. Е., К. Ш.
27 ноября
В прокате «Морфий» Алексея Балабанова. Новый фильм Балабанова не получает государственной поддержки и выходит на фоне еще не изжитого скандала вокруг «Груза-200». В сознании публики фильмы о 1917-м и 1984-м рифмуются, оба упираются в глухой конец времен. Основная стилистическая черта «Морфия» — отчаянье. Врач Поляков (Леонид Бичевин) молод, и он гибнет — вот почти все, что мы узнаем о главном герое фильма. Уже в сценарии Сергея Бодрова-младшего звучит ритм обреченности, не слышный в булгаковском первоисточнике. «Морфием не лечатся», но есть и другой наркотик, дающий забвение: врач-морфинист застрелится в зале синематографа. К. Б.
14 декабря
Умер Рашит Янгиров. Путешественник в прошлое и его исследователь, Рашит Янгиров досконально, до последнего закоулка, изучил булгаковскую Москву и имел здесь мало равных. Затем круто изменил маршрут — сделал предметом своих интересов кино русской эмиграции, посвятил себя этому предмету и в результате сам сделался его непревзойденным знатоком. Две его монографии, «Рабы немого» и «Другое кино», не уместившись в рамках чистого киноведения, составили многосложный и подробный историко-культурологический групповой портрет русской эмиграции, каковой прежде сводился к сумме нескольких общеизвестных литературных силуэтов. Без каталога сохранившихся фильмов русского немого, любовно и скрупулезно составленного Янгировым, в указанной области знаний делать нечего. При этом написанные им аннотации опровергают все привычные представления о прикладном жанре — это маленькие главы большого романа о жизни русского кино в его беззвучную эпоху. Т. С.
19 декабря
Раскол в Союзе кинематографистов. На седьмом съезде Никиту Михалкова, который занимал пост главы СК десять лет, обвиняют в неэффективном руководстве; есть вопросы к тому, как расходуются средства Союза. Новым председателем выбирают Марлена Хуциева, который первым делом принимает в союз 65 молодых кинематографистов. Сторонники Михалкова подают в суд, утверждая, что на съезде не было кворума, и выигрывают дело. В марте чрезвычайный съезд СК успешно переизберет Михалкова на очередной срок. А. К.
Читать дальше: 2009-й