Советский «Оскар»
Алексей Дунаевский, Дмитрий Генералов
В последние годы наша кинопресса много и охотно рассуждает о «неконвертируемости» советского кино. Рассуждения эти почти обоснованны. В рафинированной Европе, не говоря уж о простодушной Америке, наши фильмы фигурируют наравне с продукцией Ботсваны или Тайваня. Даже самый отчаянный киноман едва ли воскресит в памяти кого-нибудь, кроме «Большой четверки Красного Авангарда»: Эйзенштейн — Кулешов — Пудовкин — Довженко да братьев Михалковых, давно уже снимающих в краях иных. Кто-то из высоколобых, возможно, вспомнит Параджанова и Тарковского, кто-то из читателей «Плейбоя» назовет Наталью («Little Vera») Негоду, вспыхнувшую и быстро погасшую звезду…
Вместе с тем, перестроечные и постперестроечные фильмы на европейских фестивалях продолжают собирать бронзовых леопардов и серебряных медведей.
Однако не только европейские эстеты, но и сам «дядюшка Оскар» — символ Американской Академии Кинематографических Искусств и Наук, льготный пропуск на мировой экран и в историю киноискусства — не раз благосклонно посматривал в сторону «шестой части мира»… Тем более интересна хроника взаимоотношений «дядюшки Оскара» с советским кинематографом — достаточно длительная и, как ни странно, у нас почти неизвестная.
…Первым советским фильмом, удостоенным внимания Голливудской Академии, стала в 1942 году документальная картина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», снятая группой фронтовых операторов под руководством Леонида Варламова. В США фильм демонстрировался под названием «Москва наносит ответный удар». Он победил в конкурсе документальных фильмов наравне с двумя американскими и одной австралийской лентами, также посвященными событиям на фронтах Второй мировой войны .
Скептик может усмотреть в награждении советской документальной картины пропагандистский трюк. Действительно, категория «документальный фильм» появилась в конкурсе Американской Киноакадемии только после начала войны, в 1941 году, когда возросло значение кинодокументалистики как инструмента пропаганды. Само награждение четырех картин, посвященных успехам войск антигитлеровской коалиции, отвечало старинному русскому принципу «всем сестрам — по серьгам». Но факты говорили о том, чтоспециалисты Голливуда весьма серьезно относились к достижениям советской школы документального кино. В 1946 году, когда отношения СССР и США уже вступили в полосу «холодной войны», в конкурсе Киноакадемии вновь участвовала советская документальная картина. Это была короткометражка «Жизнь в зоопарке». Конкуренцию ей составляли 4 американских фильма, один из которых — «Семена Судьбы» (производство Министерства Обороны США) и стал победителем. Однако, как известно, в США необычайно престижным является само выдвижение на «Оскар».
В начале 60-х отечественный кинематограф вновь заявил о себе в Голливуде. Советское кино было представлено вне рамок конкурса «лучший иноязычный фильм».
В 1961 году на «Оскар» претендовали сразу два советских фильма. В музыкальном конкурсе по разделу «Партитура музыкального кино» участвовал Дмитрий Шостакович — автор аранжировки и кинематографической редакции оперы (картина режиссера Веры Строевой «Хованщина» по опере М. Мусоргского). В экранизации спектакля Большого Театра СССР приняли участие такие оперные звезды, как А. Кривченя, В. Петров, Е. Кибкало, М. Рейзен. Дирижировал оркестром ГАБТ Евгений Светланов. Однако Голливудская Академия предпочла музыке Шостаковича и Мусоргского мюзикл «Вестсайдская история». «Оскары» достались четырем аранжировщикам музыки Леонарда Бернстайна.
Вторым советским соискателем была «Баллада о солдате». Сценарий Валентина Ежова и Григория Чухрая участвовал в конкурсе «сюжетов и сценариев, созданных специально для экрана». Ко времени публикации номинационных списков фильм, снятый по этому сценарию Чухраем в 1959 году, уже был отмечен призом Международного кинофестиваля в Канне (1959), Главным призом Всесоюзного кинофестиваля 1960 года, Ленинской премией 1961 года и рядом других наград. «Оскара» к этой блестящей коллекции добавить не удалось. Академия остановила свой выбор на сценарии Уильяма Инджа к фильму Элиа Казана «Великолепие в траве». Но судя по итогам проката, капризная американская аудитория не осталась равнодушной к советской «Балладе».
Первым советским фильмом, завоевавшим «Оскар» в конкурсе «лучший иноязычный фильм», стала масштабная экранизация «Войны и мира», осуществленная в 1967 году Сергеем Бондарчуком. Заокеанские зрители и кинокритики с восторгом приняли «блокбастер» Бондарчука. Им, явно пришелся по душе «академический» стиль советского режиссера. Газеты взахлеб восхищались точным воспроизведением исторического фона, актерскими работами и особенно невиданными по размаху батальными сценами. Специалисты подсчитали, что съемки подобной картины в США обошлись бы приблизительно в 100 миллионов долларов -сумма немыслимая для Голливуда и двадцать лет спустя.
Американцы всегда очень внимательно относились к экранизациям русской классики — как к своим собственным, так и снятым за пределами Голливуда. Поэтому не удивительно, что в списки номинаций по итогам сезона 1969 года попала советская киноверсия романа «Братья Карамазовы» — последний фильм Ивана Пырьева, законченный после его смерти Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым. Но «Братья Карамазовы» уступили политическому детективу французского режиссера Коста-Гавраса « Z » с Ивом Монтаном в главной роли. Этот фильм представлял в конкурсе кинематографию Алжира и обличал режим «черных полковников» в Греции. Позже многие историки кино сошлись во мнении, что решение Киноакадемии было продиктовано в большей степени политической актуальностью картины Коста-Гавраса, нежели ее художественными достоинствами.
В конкурсе «лучших иноязычных фильмов» 1971 года принимал участие «Чайковский» Игоря Таланкина, поставленный по сценарию Юрия Нагибина и Будимира Метальни-кова, с участием едва ли не всех звезд отечественного театра и кино. Картина Таланкина вполне соответствовала голливудским канонам «биографического фильма», особенно на фоне вышедшей годом раньше «хулиганской» версии той же биографии — « Любовников музыки» знаменитого английского кинобунтаря Кена Рассела. Выдвижение «Чайковского» на «Оскар» было своеобразным ответом Академии на неумеренные восторги прессы по поводу эпатажного «шедевра» Рассела.
В музыкальном конкурсе на соискание награды участвовал также известный американский композитор русского происхождения Дмитрий Темкин — автор аранжировки музыки в картине Таланкина. «Оскар» в категории «иноязычный фильм» получила тогда антифашистская драма «Сад семьи Финци-Контини» ВитториодеСика-классика итальянского кино и любимца Голливудской Академии. Это была его четвертая заокеанская награда.
В 1972 году на звание «лучший иноязычный фильм» претендовала картина Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», удостоенная позже нескольких наград на родине (Главный приз ВКФ в 1973 году, премия Ленинского Комсомола в 1974 году и Госпремия в 1975 году) и проигравшая американский конкурс «Скромному обаянию буржуазии» Луиса Бунюэля. Ростоцкий — единственный советский режиссер, чьи картины участвовали в битвах за «Оскар» дважды. На конкурсе 1978 года выдвигался его фильм «Белый Бим Черное Ухо» по повести Гавриила Троепольского, с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Он уступил пальму первенства язвительной «черной» комедии француза Бертрана Блие «Приготовьте ваши платочки».
Второй раз высшая награда Голливудской Академии в категории «лучший иноязычный фильм» была присуждена советской картине в 1976 году. Обладателем «Оскара» стала эпическая кинофреска «Дерсу У зала», поставленная на «Мосфильме» японским режиссером Ахирой Куросавой с советскими актерами и съемочной группой. После нескольких неудачных попыток работы в Голливуде Куросава взял реванш, сделав в России фильм, заставивший американцев преклониться перед мощью его художественного дара.
Третий и последний на сегодняшний день «Оскар» советскому художественному фильму был присужден в 1981 году, Его удостоилась картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Эта вполне голливудская «сказка о Золушке», растворенная в реалиях советского быта, произвела за океаном подлинный фурор. Газеты выходили под заголовками: «Лучшее из того, что сделано в России!», «Ярче и сильнее «Войны и мира»
В последние годы, несмотря на вспышку общего интереса к советскому кино на Западе, Голливудская Киноакадемия не балует наших кинематографистов своим вниманием. За весь перестроечный период только один советский фильм был отобран для участия в конкурсе. В 1988 году анимационная лента режиссера Александра Петрова «Корова» боролась за «Оскар» в конкурсе короткометражных фильмов.
Когда статья уже была написана, стало известно, что в борьбу за номинации Голливудской Академии 1991 года вступили две советские картины, причем обе — петербуржские. В конкурсе иноязычных фильмов будет представлена картина Дмитрия Астрахана «Изыди!» (по мотивам произведений И. Бабеля, А. Куприна и Шолом-Атейхема), а в конкурсе короткометражных документальных фильмов — «Советская элегия» Александра Сокурова.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера