Патриотическое кино
Тарас Бульба. Реж. Владимир Бортко, 2009
Продукт инволюции термина «соцреализм», понятие смутное и плохо поддающееся расшифровке. Яркое свидетельство кризиса российской
государственности, пытающейся сохранить имперский
масштаб и экстерьер при глубоко националистическом
содержании. Фактически этот «жанр» скончался сразу
при рождении: первые (и последние) патриотические
российские фильмы — «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова — в равной степени воспринимались и как
апология примитивного, шовинистического патриотизма, и как его критика. Опыт Балабанова был принят к сведению, и п. к. стало избегать современности,
предпочитая воспевать военные подвиги прошлого, настойчиво приравнивая нынешнюю РФ к уже погибшим империям — Российской и Советской (аналогичная тактика применялась в сталинском п. к.).
Исключение — «Кандагар» Андрея Кавуна, рассказывающий о героическом побеге российских летчиков
из талибского плена. Фильм основан на реальных событиях 1995 года; экипаж плененного самолета в сценарии был поголовно окрещен в православие. Считать
подобные фильмы полноценным п. к. не позволяет важный идеологический недочет: формируя недвусмысленный образ врага, они не дают ответа на главный
вопрос п. к. — а «кто же мы?» (см. Коля-одна-копия).
Свойственная агиткино склонность к гротеску (подкрепляющаяся паническим страхом сболтнуть лишнего о войне на Кавказе) наделяет врага чертами вселенского зла, переводя геополитические проблемы
в область космологии, вечной борьбы двух начал. Герои
п. к. могут сражаться на разных фронтах и под разными флагами: и в Афгане («9 рота»), и на правом берегу Днепра («Тарас Бульба» В. Бортко — показательный
пример того, как российское п. к. способно апроприировать что угодно, даже героев конкурирующей украинской культуры). Опорным сюжетом п. к. является
Великая Отечественная, вернее, редукционистское
представление о ВОВ как о всенародном противостоянии хороших советских граждан звероподобным
на трагедию народа, оказавшегося между двумя кровавыми диктатурами, строго табуирован в официальной
риторике). Жанровые характеристики п. к. колеблются
в широком диапазоне: молодежная комедия («Мы из
будущего»), gore и слэшер («Брестская крепость») мелодрама («Матч»), фантасмагория («Утомленные солнцем 2»). Как и отечественное кино, п. к. находится в глубоком экономическом кризисе. Падение посещаемости
российских фильмов в первую очередь ударило по
агитпродукции: продюсерам «Матча» пришлось посвятить целый