Современное кино избегает сравнения
с кинематографом советских времен; оно
для него убийственно, даже если речь
идет о среднем — репертуарном — советском фильме. «В субботу» же на этом
сравнении настаивает и выходит победителем. В советском быту 20–30-х существовало ностальгическое выражение — «довоенное качество», то есть
качество жизни до исторической катастрофы. Фильм Александра Миндадзе
этому качеству доблестно соответствует: это мужественное кино, которое не
отводит глаз от реальности, зная, что
она всегда у нас чревата катастрофой.
Я с опаской отношусь к вещам совершенным и завершенным: пугает «нездешний
этот холодок». Но в фильме «В субботу»
меня притягивает энергичная и страстная внятность высказывания. Не стоит
рассматривать эту картину как хронику событий, происшедших четверть века
тому назад. Она — про «здесь и теперь».

Она про тех и для тех, кто осознал, что катастрофа в разгаре и необходимо понять,
как с этим знанием жить. Смерть в этой
картине бросает на лица людей не потусторонний отсвет — она высвечивает
в них, делает пронзительными до комка
в горле приметы живой жизни. Люди тут
увидены Миндадзе и его блистательной
группой с последней нежностью. Я бы
сказал, что после потрясших меня «Магнитных бурь» Миндадзе (наряду с Балабановым) — ведущий мастер «кино новой дидактики». То есть кино, где зритель
сразу обретает героя, с которым неизбежно себя отождествляет. А тот заводит
доверчивого зрителя туда, откуда выхода нет. Так сказать, ознакомительная экскурсия на тот свет с воспитательной целью. Впрочем, событием такое кино делает именно авторская страсть: видишь,
дурья голова, нельзя туда! Когда появится массовый запрос на настоящее кино,
тогда и будет оценен реальный масштаб
этого кинематографа.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: