Телевидение и 11 сентября
Немало сказано о том, как главнейшее из искусств Америки повлияло на события 11 сентября, как буквально воплотились в реальность голливудские образы. Хотя предназначалась эта страшная и грандиозная постановка не для кино-, а для телеэкрана. Террористы использовали уникальные свойства телевидения — прямое включение и глобальный охват. Это был первый теракт, о котором мы не услышали, не узнали постфактум, — теракт, сделавший нас очевидцами. Большинство аналитиков сегодня сходится на том, что интервал между первой и второй атаками на башни Всемирного торгового центра не был случайным. Восемнадцать минут были даны глобальным телесетям на то, чтобы наладить прямую трансляцию.
Однако расхожее мнение, что ТВ в этом случае (как всегда в моменты катастроф) стало и главным бенефициарием, далеко от правды.
Да, трагедия приковала внимание к телеэкрану; но ведь американские телесети, живущие исключительно за счет рекламы, впервые после убийства Кеннеди решили убрать из эфира рекламные ролики. Репортаж с места событий стал длиннейшей в истории телевидения непрерывной передачей (она шла 93 часа). Только утром 15 сентября некоторые телеканалы США вернули в свой эфир рекламные блоки. Потери американских телесетей 11 сентября составили, по подсчетам компании TNS Media, почти
Происходящее изменило формат теленовостей. Уже через два часа после начала атаки на WTC канал Fox News поставил в эфир бегущую строку с обновляющейся информацией. За ним последовал CNN, а позже и третий гранд национального новостного вещания, канал MSNBС. Если до этого бегущая строка использовалась телевидением США редко, то после — стала неотъемлемой частью новостной картинки, позволяя зрителю следить за несколькими информационными потоками сразу. Впервые на ТВ было масштабно использовано любительское видео: в то утро в центре Манхэттена людей с карманными цифровыми камерами было больше, чем профессиональных репортеров. Три тысячи часов любительской хроники превратили теракт в самое документированное событие в телеистории. С тех пор UGС (user generated content — контент, созданный зрителями) занял прочное место на телеэкранах всего мира.
Изменилась не только форма, но и повестка теленовостей. После трагедии вырос интерес американцев к тому, что происходит за пределами страны, который телевидение постаралось
Перемены коснулись священной коровы американской журналистики — самого стандарта качественных новостей, который предполагает максимум объективности, минимум эмоций, четкое разделение фактов и мнений. Теленовости в США после теракта стали пристрастнее и тенденциознее, они позволили себе выражать чувства прежде всего патриотические. Сейчас уже трудно понять, что в этом такого, — почему на новостных каналах могли, например, возникать колебания: ставить в эфир баннер с американским флагом или нет? В итоге это сделали почти все. А телеканал Fox News, заметно правый и желтый, поддерживающий правящую республиканскую партию, реально взлетел на этой волне. И не потому, что принадлежавшая Fox
© Andrea Nieto / Getty Images
Теракт 11 сентября в прямом эфире наблюдало два миллиарда зрителей по всему миру: через три минуты после начала атаки к трансляции подключился глобальный CNN. Десятки телеканалов США и Европы, отменив собственную программу, тоже транслировали новостную картинку. Видео с падающими башнями повторялось в эфире снова и снова, ежедневно, почти целый месяц.
Если судить по эффекту, который произвело это зрелище, телевидение вполне можно назвать оружием массового поражения. После 11 сентября власти и спецслужбы США стали особенно внимательны к информационному телевещанию и рассматривают его как инструмент пропаганды. В 2001 году глава телекомпании CNN Уолтер Исааксон выпустил для репортеров памятку, в которой говорилось о том, какое именно освещение войны в Афганистане соответствует интересам США.
Еще более серьезными последствия теракта оказались для развлекательного телевидения. После того, как два самолета врезались в башни, был отменен выход десятков сериалов, ситкомов, развлекательных передач. Что говорить, даже знаменитый ведущий Late Night Show канала CBS Дэвид Леттерман сомневался, вернется ли
Парадоксальным образом трагедия помогла производителям телеоборудования. В первые недели после трагедии продажи телеприемников в США выросли на 70?%, а телевизионных антенн — на 400?%. Хотя это не спасло американское ТВ от участи всего мирового телевидения — оттока аудитории, особенно ее молодой, активной и самой платежеспособной части, в новые медиа.
В общем, что бы мы ни думали, ТВ ничего от трагедии не выиграло. У таких событий вообще не бывает бенефициариев.
* * *
Россия приобщилась к трагедии 11 сентября вместе со всем миром — наши общедоступные каналы РТР и НТВ (специализированных новостных тогда еще не было), сломав свои сетки вещания, транслировали и комментировали в прямом эфире видео CNN и других глобальных телесетей. Зрелище вызывало шок, ужас, сострадание — реакция типа «так им и надо, буржуям» тогда казалась дикостью. Телеведущий Петр Марченко, который пять часов комментировал события в эфире НТВ, позже вспоминал, какая оторопь брала его при просмотре видео, запечатлевшего народное ликование
Но по мере того как портились отношения России и США, менялась и точка зрения на события 9/11. Достаточно посмотреть, как все эти годы вспоминал о них Первый канал, самый массовый по охвату и самый популярный в России.
Через пять лет после 9/11 в его новостях еще был возможен сюжет под названием «В Москве
Лидер телерынка, во многом задающий тон национальной телеиндустрии, постепенно выработал некий стандарт сдержанного освещения американских событий: пара новостных репортажей плюс документальный телефильм из серии «как это было», где хроника чередуется с интервью свидетелей и очевидцев. Что ж, воспоминания о терактах на территории России на нашем телевидении носят еще менее регулярный характер.
Фотографии жертв терактов 11 сентября, представленные на судебном процессе над Закариасом Муссауи
Подвергать сомнению официальную точку зрения властей США на события 9/11 с тех пор стало у нас нормой. Этому способствовал и бум местной таблоидной журналистики, всегда охочей до конспирологии.
В прошлом, 2010 году Первый вернулся
На государственном канале
Телевизионный кинопоказ тоже не отличался оригинальностью. Канал «Звезда» поставил в эфир американский минисериал «Путь к 11 сентября» (Path to 9/11, 2006) Дэвида Каннингема, повествующий о неудачной атаке террористов на ВТЦ
* * *
11 сентября 2011 года пришлось на воскресенье, день выхода итоговых информационных передач почти на всех каналах. Давно уже не являясь аналитическими ни по сути, ни по названию, эти программы
Саму церемонию каналы лишь упоминали в новостях. Но прямую трансляцию в общедоступном эфире давали только «новостники»: международный Euronews и российский Russia Today, вещающий на англо- и арабоязычные страны. Понятно, что информационные каналы не могли отстать от мировой повестки, хотя уделили ей меньше эфирного времени, чем большинство их коллег в Европе и Азии (об американском телевидении я не говорю). Программирование британских информационных телеканалов ВВС World News и Sky News, а также арабского
Информационный канал
Конечно, сострадать сильному (а такой нам кажется Америка) трудно. Сострадать сильному сопернику — тем более. Мы уверены, что сострадать должны не мы, а нам. У самих бед не оберешься.
WTC Visitor Center. © Robert Mooney
В самом деле, в этот день было не до Америки. Печальную дату затмило крушение самолета и гибель хоккейной команды «Локомотив» под Ярославлем. Понятно, что этому событию наши каналы уделили гораздо больше внимания: почти все «универсалы» посвятили ему большие репортажи и журналистские расследования, некоторые передачи сделали специальные выпуски. Правда, и в этом случае ТВ обошлось без особых церемоний: прощания с хоккеистами из Ярославля никто не транслировал. Поскольку траур по погибшим был не общенациональным, а локальным, федеральные каналы спокойно выдавали в эфир как развлекательные передачи, так и рекламу — не пропадать же, в самом деле, выходным. Понятно, что и критику, и публику, судя по публикациям и ругани в интернете, это коробило гораздо сильнее, чем недостаток внимания к мемориальной церемонии в США.
Неумение выражать скорбь и правильно вести себя во время трагических событий — хроническая проблема нашего ТВ. В такие моменты оно всегда делает
* * *
То, что телевидение старательно избегает разговора об изменениях, произошедших с Америкой за десять лет противостояния международному терроризму, понятно. Популярные разговоры о стеснении прав и свобод американских граждан в ходе реализации антитеррористической программы звучат нелепо на фоне того, что происходило с правами и свободами у нас. Оценивать эффективность американской программы тоже
Да, и мы, и американцы считаем международный терроризм врагом. Мы, по обе стороны океана, согласились на новую гонку вооружений, теперь в виде расходов на антитеррор. Мы привыкли к камерам наружного наблюдения на каждом углу и к тому, что любое авиапутешествие начинается
Но одно неизменно: для Америки теракт против мирных граждан на их собственной территории остается
Торжественные похороны с национальными флагами и почетным караулом, цветы, волынки, прощальный салют, цитаты из Священного Писания — мы сто раз видели все это в кино. В американском кино. Церемония открытия мемориала на месте WTC также отсылала к знакомым голливудским образам.
Символическая акция с оглашением имен всех жертв закрыла для США десятилетие битвы с терроризмом. Да, борьба продолжается, но тот, кто олицетворял собой для Америки мировой терроризм, прошлой весной уничтожен. Три американских президента — Клинтон, Буш и Обама — стояли рядом на ground zero. Первый
WTC Memorial. © James Ewing
У нас подобные вещи не вызывают никаких особых чувств. Мы привыкли к отсутствию безопасного личного пространства. Да и было ли оно у нас
Мы забываем их быстрее, чем успеем поставить памятник. Хотя нет… в этом сентябре газеты снова заговорили о том, что останки многих погибших во время теракта в жилом доме на улице Гурьянова в Москве с 1999 года лежат в моргах неопознанные. Государство никак не выделит средств на дополнительные экспертизы ДНК.
1 См.: Jenkins В., Codges J.. The Long Shadow of 9/11: America’s Response to Terrorism. Rand Corporation, 2011. Назад к тексту.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте