Франческа Гааль
«Маленькая мама», 1934, реж. Генри Костер
Лирическую комедию «Маленькая мама» в Союзе любили сильнее, чем в Европе или где-нибудь еще. Хотя инфантильная Франческа Гааль вовсе не походила на нашу «Родину-мать», мученицу и труженицу. Она глядела озорницей и авантюристкой и, уж если на то пошло, не была матерью вовсе. Случайно увидев женщину, которая оставила ребенка у дверей приюта, гимназистка подошла посмотреть на малыша. «Рассказывайте сказки», — говорили ей все, кому девочка пыталась поведать эту простую историю. Героиню приняли за мать ребенка — и пришлось им мыкаться вместе, с горем пополам пробиваясь к неизбежному хэппи-энду. Не родные, но очень похожие друг на друга, мама и малыш подкупали и детской беспомощностью, и детской харизмой. Очаровали даже сыночка местного миллионера — и появился у ребенка новый, тоже инфантильный и «маленький», папа. Собственно, таким же «маленьким» папой, а заодно и мамой, еще раньше был Чарли Чаплин в знаменитом фильме «Малыш». Бродяга и его приемыш-сын — товарищи, дети, которые вместе стараются выжить во взрослом мире. Впрочем, после войны в советском кино тоже стали появляться свои «маленькие мамы». Непутевую и беспутную мамашу играет Нина Ургант в оттепельном фильме «Вступление». Кажется глупенькой и нелепой мама в исполнении Лии Ахеджаковой, которая появляется в эпизоде фильма «Двадцать дней без войны». Но у этих «маленьких мам» не по годам взрослые дети. Сыну героини Нины Ургант приходится устраивать мать и грудную сестренку в Москве, а маленькому мальчику из фильма «Двадцать дней без войны» — раньше матери понять, что отец погиб на фронте. Взрослая инфантильность и преждевременная взрослость оказываются сторонами одной монеты. Там, где не властвует жанр лирической комедии, «маленькая мама» крадет у ребенка его детство.
Маленькая мама, 1934, реж. Генри Костер