Джефферсон Смит (Джимми Стюарт)
«Мистер Смит едет в Вашингтон», 1939, реж. Фрэнк Капра
Комическую маску невзрослеющего ребенка Фрэнк Капра придумал еще в немых своих фильмах. Удивленно приподнятые брови, круглые глаза — выражение лица, как у сорванца, притворяющегося, что между ним и разбитой вазой нет ничего общего. Гарри Лэнгдон, который играл у Капры этакого несмышленыша, казалось, и длинные штаны носил по чистой случайности. Ему бы больше подошли короткие — как и положено мальчишке.
Мистер Смит едет в Вашингтон, 1939, реж. Фрэнк Капра
По прямой от Лэнгдона унаследовал детскую наивность герой звуковых фильмов Капры — Джимми Стюарт. Джеймсом его называли разве что титры фильмов, а для зрителя он всегда был Джимми. Его герой побеждал зло только выражением лица, даже в вестерне «Дестри снова в седле» шериф-идеалист поначалу отказывается прикасаться к пистолету. Ведь всем известно, что Джимми для победы над злом никакого пистолета не нужно. В фильме Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» его герой становится сенатором, потому что высокопоставленным политикам кажется, что такой простак будет идеальным прикрытием для темных делишек: подпишет что скажут. Но о невинность мистера Смита разобьются любые политические интриги. Вокруг Смита дети, помогающие ему бороться с врагами, издают газету, которая единственная в его родном городе говорит правду. Эти мальчишки радуются и гордятся — один из них стал сенатором. Среди старцев, заседающих в Капитолии, он малыш. Нелепый настолько, что румянец угадывается даже на черно-белой пленке. Для него и Авраам Линкольн не статуя, а герой из сказки. Зло, пороки и негодяи не могут существовать со Стюартом в одном кадре. В 1946 году Капра показал, каким мог бы быть мир без Джимми Стюарта. В «Этой замечательной жизни» ангел тащил несостоявшегося утопленника (которого как раз и играл Стюарт) по бесприютному черно-белому пространству, в котором для малыша Джимми не нашлось места.