Мечтатель как ребенок


Фарятьев

«Фантазии Фарятьева», 1979, реж. Илья Авербах

Спросите Фарятьева, к кому он ходил сегодня в гости, и он ответит: к Александре. Спросите Александру, кто явился сегодня к ней, — и она ответит: Павлик.

Павлик — дантист, приблизительно сорока лет. Павлик пришел к Александре в первый раз с пустыми руками и полным доверием. Едва хозяйка выставила за дверь ученика, вяло долбившего по клавишам недоученную пьесу, Павлик сделал Александре предложение.

Чтобы сделать герою подчеркнуто «неприятное» лицо, Андрей Миронов лично просил у гримера «нарисовать» ему побольше прыщей. Режиссер Илья Авербах не противился — герой должен был получиться отталкивающим настолько, чтобы услышать отказ старой девы с музыкальным образованием. И так, чтобы через 31 минуту экранного времени от нее же услышать согласие. Нет, Фарятьев не хорош собой, не владеет искусством обольщения, не излучает уверенности в себе, не создает ощущения столь желанного тыла. Он просто знает великую тайну человечества: люди прилетели с другой планеты.

Фантазии Фарятьева, 1979, реж. Илья Авербах

Александра называет эту мысль фантазией, ее мама собирается проверить, не было ли в роду Фарятьева душевнобольных, тетя считает «теорию» Павлуши его работой, хотя сама больше дорожит собственными снами; и только сестра Александры, Люба, тайно верит нелепому гостю.

Однажды, когда Люба плачет, Шура сурово кидает ей: «Москва слезам не верит». Но тут-то не Москва — этот провинциальный городок верит фантазиям, но только своим. Люба — что выходит замуж за гениального физика; Шура — в любовь некоего Бедхудова; их мать — в возможность переезда в Киев; Фарятьев — в свою теорию, а его тетя — в Соню, кузину из Полоцка. Безвольно висящие руки Фарятьева, его скованная походка, неловкие движения и неуместная искренность делают его похожим на ребенка. Но мании у него самые взрослые: «У нас нет друзей, но где-то там… там…» Недаром и фильм называет Павлика по фамилии.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: