Хулиганы и куклы
Квазибунт детей против взрослых
«Ноль за поведение», 1933, реж. Жан Виго
Ученики французского закрытого пансиона для мальчиков отказываются подчиняться надзирателям и не считают нужным скрывать свое отношение к учителям. Особенно бунтарским нравом отличается троица шалопаев, регулярно получающих «ноль за поведение». Они подражают взрослым — курят и плетут «серьезные» интриги, решая, кто достоин участия в настоящем заговоре, а кто заслуживает презрения. Взрослые, в свою очередь, подворовывают у подопечных шоколад, рисуют друг на друга карикатуры и тренируют на досуге походку Чарли Чаплина. Начальствует над всеми длиннобородый карлик препотешного вида.

Ноль за поведение, 1933, реж. Жан Виго
Взрослым нет никакого дела до «юных дьяволят и коллежа». Вовремя накормить, уложить спать, выучить грамматике и соблюсти при этом внешние приличия — вот и вся нехитрая пансионская наука. В наивном бунте детей нет ни злобы, ни жестокости — только восторженный анархизм: самые вопиющие шалости — битва подушками (вошедшая в историю мирового кинематографа сцена рапидной съемки); игрушечное «распятие» на кровати спящего инспектора.
В финале главные бунтовщики срывают торжественный праздник, сбрасывая с крыши на головы почтенным гостям колледжа всякий хлам. Зритель вдруг обнаруживает, что гости — не живые люди, а куклы с грубо вылепленными лицами: становится ясно, что взрослые, вроде бы стремящиеся подойти ко всякому делу ответственно и серьезно, для имитации этой самой серьезности готовы пойти на истинно детские уловки.
Читайте также
-
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
-
Черная ворона белого мира — «Ансельм. Шум времени» Вима Вендерса
-
«Ровесник» Федора Кудрявцева — Пресса и критика о фильме
-
Две сказки о потерянном времени — «Хельсинкский эффект» и «Светлое будущее»
-
Он сделал нечто пугающее и даже не моргнул — «Цепные реакции» Александра О. Филиппа
-
«Вот что такое художник-постановщик, а не застройщик» — разговор с Владимиром Гудилиным