Хулиганы и куклы
Квазибунт детей против взрослых
«Ноль за поведение», 1933, реж. Жан Виго
Ученики французского закрытого пансиона для мальчиков отказываются подчиняться надзирателям и не считают нужным скрывать свое отношение к учителям. Особенно бунтарским нравом отличается троица шалопаев, регулярно получающих «ноль за поведение». Они подражают взрослым — курят и плетут «серьезные» интриги, решая, кто достоин участия в настоящем заговоре, а кто заслуживает презрения. Взрослые, в свою очередь, подворовывают у подопечных шоколад, рисуют друг на друга карикатуры и тренируют на досуге походку Чарли Чаплина. Начальствует над всеми длиннобородый карлик препотешного вида.

Ноль за поведение, 1933, реж. Жан Виго
Взрослым нет никакого дела до «юных дьяволят и коллежа». Вовремя накормить, уложить спать, выучить грамматике и соблюсти при этом внешние приличия — вот и вся нехитрая пансионская наука. В наивном бунте детей нет ни злобы, ни жестокости — только восторженный анархизм: самые вопиющие шалости — битва подушками (вошедшая в историю мирового кинематографа сцена рапидной съемки); игрушечное «распятие» на кровати спящего инспектора.
В финале главные бунтовщики срывают торжественный праздник, сбрасывая с крыши на головы почтенным гостям колледжа всякий хлам. Зритель вдруг обнаруживает, что гости — не живые люди, а куклы с грубо вылепленными лицами: становится ясно, что взрослые, вроде бы стремящиеся подойти ко всякому делу ответственно и серьезно, для имитации этой самой серьезности готовы пойти на истинно детские уловки.
Читайте также
-
Смерть с идиотом — «Метод исключения» Пак Чхан-ука
-
Тело, смерть и отпечатки воспоминаний — «Звук падения» Маши Шилински
-
Понять все, что есть — «Сны поездов» Клинта Бентли
-
Опять не смешно — «Бегущий человек» Эдгара Райта
-
Просто Бонхёффер
-
«Мне теперь не суждено к нему вернуться...» — Разговор с Александром Сокуровым