Дитя «Новой волны»


Ребенок в большом городе

«Четыреста ударов», 1959, реж. Франсуа Трюффо

Когда мать просит Антуана вынести мусор, ему приходится спускаться по черной лестнице. Четыре этажа вниз, четыре этажа наверх — и так каждый вечер. Когда тебе тринадцать, часто приходится быть на побегушках. Нужно быть послушным, если не хочешь услышать подозрительное «А как там в школе?» Как-как? Как обычно, скрипит мелок, скрипит голос учителя. Учиться сюда приходят только очкарики. Другим разве усидеть на месте в тринадцать лет?

Четыреста ударов, 1959, реж. Франсуа Трюффо

Приемный отец Антуана счастлив, когда достает по дешевке противотуманный фонарь. Маму можно порадовать, если вовремя скрыться в своей комнате в дырявой пижаме и старом спальнике: «Да, мам, мне так теплее». Мама красивая, мама злится, маму видел сегодня на улице с незнакомым мужчиной, когда прогуливал уроки. Впервые услышал от учителя теплые слова, когда соврал, что умерла мама. Когда взрослым плевать на тебя, они так рады слышать ложь.

Антуан продолжает бегать по ступенькам. Если присмотреться, можно заметить, как часто он теперь спускается вниз. По парижским лестницам — по винтовым, по каменным, в метро. И все чаще мы видим Антуана сверху, он все дальше и дальше. Очередная лестница встретит его уже в тюрьме. Там оказываются
все дети, обделенные вниманием взрослых. Ах, непослушные и праздные взрослые, что же вы забыли, как дети быстро учатся.

Антуан всю жизнь хотел увидеть море. Ради этой мечты он так долго бежал вниз-вниз, последние ступеньки ведут его к пляжу. Море шумит и выглядит, как море. Дальше идти некуда.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: