Детское государство
Ребенок как герой антиутопии
«Повелитель мух», 1963, реж. Питер Брук
Роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга был экранизирован дважды, в 1963 и 1991 годах. Действие первой экранизации Питера Брука, так же как и романа, происходит во время Второй мировой войны. Самолет сбивает фашистский бомбардировщик, и группа детей оказывается на необитаемом острове совсем без взрослых. Оставшись одни, дети решают поступать так, как поступили бы в этом случае взрослые. Они устанавливают законы для своего маленького социума: каждый имеет право голоса, еду делят поровну, за костром следят по очереди, все равны. Ситуация несколько искусственна: до катастрофы дети не были друг с другом знакомы, об их жизни вообще мало что известно — есть только сплоченная группа хористов, которые от других мальчиков держатся на расстоянии. Маленькая цивилизация может развалиться в любой момент, она обречена с самого начала, ведь дети воспроизводят то, что происходит во взрослом мире. У взрослых плакат с портретом и шествия. У детей голова кабана на шесте и пляски вокруг костра. Репрессии, политические перевороты, идеология, террор, диктатура — у детей все это есть, только они пока не знают, что то, что они делают, называется именно этими словами. На отдаленном острове маленькое общество детей в точности повторяет судьбу большого. В чем виноваты эти дети? Разве только в том, что решили поступать как взрослые.
Повелитель мух, 1963, реж. Питер Брук
Вторая экранизация вышла спустя почти тридцать лет. В фильме 1991 года главный герой — маленький демократ, не по годам сообразительный мальчик, попытается создать на острове утопическое демократическое государство. Но разум опять проигрывает инстинкту. Как и в финале фильма Питера Брука, детей здесь спасает группа английских военных. При всех различиях в финале два фильма сходятся. Повторяется одна и та же мизансцена — взрослые с ужасом смотрят на одичавших детей. Понимают ли они, что всего лишь стоят напротив зеркала?