Безотцовщина


Ребенок как опекун

«Совсем пропащий», 1973, реж. Георгий Данелия

Гек молчит. Пока папаша, за неимением более благодарной публики, рассуждает о справедливости и долге, десятилетний сын, поглядывая в его сторону, месит тесто и печет лепешки. Он редко, но точно комментирует поведение окружающих.

Гек уходит. Чтобы не заботиться об отце, не чувствовать себя сиротой при опекунше. Ему, уж конечно, проще путешествовать одному. Вот только куда? Пусть эти неправильные взрослые мошенничают и обманывают, делят деньги не по справедливости; пусть он нуждается в них меньше, чем они в нем. Но, оставшись один, Гек теряется в тумане — становится ребенком, совсем пропащим.

Гек помогает. Ему чуждо выдумывание для себя большой мечты. Мечта Джима стать свободным для Гека обретает смысл.

Гек из «следующего» времени. Он приспособлен к этой суровой жизни, где последний из романтиков обречен на смерть. Гек — ребенок-реалист в мире взрослых: романтиков, циников, авантюристов, пройдох и мечтателей. Гек знает: только он может позаботиться об этих несчастных опозоренных и униженных «аристократах», для которых все уже в прошлом. И о том, для кого свобода — это надежда на будущее.

Совсем пропащий, 1973, реж. Георгий Данелия

Гек взрослеет. Не по своей воле. Все мечты о приключениях и путешествиях ему приходится пережить, отправляясь на плоту вниз по реке Миссисипи. Он занимает место хранителя дома-плота, пристанища, пока взрослые перебежками двигаются по жизни.

Ведь только он может довести плот до причала.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: