Портрет

Олег Тепцов, посвященный

1991 год. О режиссере «Господина оформителя» и «Посвященного» пишет Константин Мурзенко.

СЕАНС  - 4 СЕАНС – 4

Олегу Тепцову — тридцать семь лет. Он немногословен и чуть высокомерен — как и его кино. Родился в Ленинграде (в отличие от большинства режиссеров ленинградского кино). Закончил Ленинградскую консерваторию по классу гобоя (единственный из режиссеров ленинградского кино, не считая Константина Лопушанского, который закончил Казанскую консерваторию по классу скрипки) . Учился на Высших режиссерских курсах в мастерской Эмиля Лотяну. По окончании снял два фильма, разительно непохожих друг на друга. Их сосуществование в его режиссерской биографии дает куда больше оснований для недоуменных вопросов, нежели для внятных ответов.

«Посвященный». Реж. Олег Тепцов. 1990

Тепцов дебютировал в большом кинематографе в 1986 году фильмом «Господин оформитель», снятым по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Изящный маньеристский триллер обнаружил уверенность руки, чувство жанра и явный вкус к стилизации — качества, обладателей которых в современной советской режиссуре можно пересчитать по пальцам. Естественно было ждать продолжения — его не последовало. Последовали три года молчания — как прелюдия к новому фильму.

Социально-психологическая притча «Посвященный» — фильм, столь разительно не похожий на «Господина оформителя», словно его снимал и монтировал другой режиссер.

Кино, которое бесполезно пересказывать и трудно как-то определить
«Посвященный». Реж. Олег Тепцов. 1990

Это кино отмечено смешением крайностей. Площадной китч уживается в нем с суровым пафосом, проза метафориста Юрия Арабова — с музыкой постмодерниста Сергея Курехина, а готически-сдержанная актерская манера игры — с разнузданно-барочным операторским стилем. Узловатый пунктир сюжета помещен на периферию действа, а само действо, скорее, напоминает пестрый сборник видеоклипов: всякий ключевой для режиссера эпизод непременно развивается в отдельный фильмик, порой вполне самостоятельный. Тогда повествование неожиданно тормозит, а то и просто тычется носом в асфальт, подобно соскочившему с проводов троллейбусу. Пассажиры нервничают, то и дело порываются выйти, в то время как режиссер (памятуя о своем музыкальном прошлом?) с упоением извлекает причудливые метафорические аккорды…

Таков способ организации безвременья и метод исследования собственной правды в «кино по Тепцову». В кино, которое бесполезно пересказывать и трудно как-то определить. Впрочем, о том, что такое «советское авторское кино», вообще едва ли возможно рассуждать с позиций здравого смысла.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: