Lost. Сезон первый
2008 год как дурное предчувствие
Потеряшка — слово из жаргона медработников: пациент, который вышел за хлебом в тапочках. Вопросы про ФИО и прописку ставят таких в тупик. Их привозят на скорой, часто — с неравнодушной милицией. Потеряшкам, которых выловили, повезло. Остальные — никем не замеченные — так и бродят, пока не умрут. В 2008 году потеряшка оказался в русском кино среди главных героев.
Эндрю Уайет Помятые сорняки 1951
1.
Кажется, важно: амнезия — проверенный стройматериал для сюжетов. Но ни один из интересующих нас фильмов не является чисто «сюжетным» (жанровым). Не идентификация Борна, не возвращение Бу- дулая, а человек без прошлого и Малхолланд Драйв. Таким образом, герои с весьма зыбким «Я» появляются в этих фильмах не зачем (прием), а почему (симптом).
Действительно, почему?
В «Каменной башке» нет ни одного поединка, достойного валуевской фактуры. В карьере Филиппа Янковского это, кажется, нелогично — он двигался в направлении все более беззастенчивого зрелища (ср. «Статский советник» и «Меченосец») — а по разумению публики, привлеченной боксерской фамилией на афише, пожалуй что, и нечестно. Выбитая вместе с челюстью капа и рубиновые брызги — все, как любят писать рецензенты, разлетается в рапиде; крупное лицо тренера, склонившегося над протагонистом в нокауте, пот, халат, мышцы, полотенце — ничего такого. Не хочется гадать о мотивах неожи- данной визуальной аскезы
В чем тут дело?
Героем времени
Точность метафоры, помимо прочего, в том, что больной с ретроградной амнезией может — по крайней мере, в кино — выдумать себе любое прошлое, или, что то же самое, личность. С другой стороны, таким легко манипулировать; поверит чему угодно. «Леша я или не Леша?» — Алексею Шультесу дьявольскую подсказку дает рингтон. Егор «Башка» Головин мычит и по свойству простых, не умеющих разобраться в себе натур, тоже выворачивает душу наизнанку, проецируя внутренний процесс на внеположные объекты. «Ты кто?» Не нужно быть большим лаканом, чтобы перевести этот главный вопрос.
Кто я?
Кто же, и почему амнезия?
Дважды ложь, положенная в основу общественного договора
Фото Никиты Павлова
Ну да, такими легко манипулировать, поверят во что угодно.
Впрочем, на периферии нейроны замыкает, и там искрят догадки; чтобы осветить картину целиком, недостаточно, но сумерки по контрасту кажутся гуще.
2.
В качестве пропедевтики к «Юрьеву дню» следовало бы вкратце пересказать роман Людмилы Петрушевской «Номер один, или В садах других возможностей», но можно ограничиться и тем, что сценарий Юрия Арабова держится на тревожном допущении: между бабочкой и
Захватывающая метафизическая перспектива, но даже если это в принципе не одно и то же, метафизика здесь интересна исключительно как метафорика.
Что означает превращение примы в уборщицу?
Гротескные обстоятельства, заданные Кириллом Серебренниковым, и не оставляют особого простора для интерпретаций: волшебный транспорт для перемещения между параллельными мирами — пресловутый социальный лифт, внезапно ухнувший вниз на всю глубину шахты. Из пентхауса — в подвал; сказка про Золушку на обратной перемотке. Скорее всего, режиссер имел сообщить нам истину менее грубую и очевидную, но пока блаженные жители ЦАО пугали детей миром голодных духов, простирающимся по ту сторону Кольца, метафора напрашивалась. Москвич в провинции — как Данте в аду; подобная бодхисатве принцесса заходит в душную людскую родины. Между тем по телевизору только что сообщили: на общественных работах, учрежденных властями для вспомоществования новым безработным, за месяц физического труда на воздухе будут платить 4900 рублей. Вот тебе, бабушка, и перемена участи. Положим, никто из офисных крепостных никогда не держал государство за приличного феодала, но ситуация на рынке труда в целом напрашивается на школьное определение заповедных лет. Деваться некуда; и хотя Серебренников, скорее всего, хотел иллюстрировать карикатурной социологией религиозную притчу, вышло, кажется, наоборот. Как только «крайслер» превратился в тыкву, мистическое происшествие с певицей стало точным образом социального процесса. Из грязи в князи и обратно; огромные человеческие массы стекались в столицу, рассылали резюме, учили английский, делали карьеру и вкладывались в ипотеку, но стоило им поверить в реальность своего незаслуженного и преждевременного благополучия, как оно оказалось миражом. С осени прошлого года Москве снится кошмар про Россию, которой снилась стабильность, сто сорок за баррель и холеная Москва.
3.
Впрочем, есть Петербург как возможность побега; город регулярно предоставляет убежище жертвам жестокого московского режима; там спокойнее, просторнее, дешевле. Итого, завязка — банальная: утомленная бегло обозначенным гламуром, клубами, артистка Сутулова решается на коммуналку и работу медсестры. Единственная странность прозрачной в остальном «Нирваны» — время действия: картины катастрофического опустошения в фантастике чаще датируются будущим, отдаленным хотя бы на десятилетия, но всякий, кто досмотрел до сцены над Невой (с водкой и детскими воспоминаниями), легко вычислив сроки, найдет, что Петербург, согласно сценарию, погрузится в крысиную тьму разрухи буквально со дня на день. Наиболее проницательные рецензенты упрекали Волошина штампом; дворцы, помойки, андеграунд — словом, Питер глазами москвича. Важно, однако, то, что на сетчатке этого предполагаемого москвича навсегда отпечатался Питер
Эндрю Уайет Рыбацкие сапоги 1976
Почему
В логике постмодернистской утилизации вторсырья это понятно: индустрия молодежных развлечений последовательно пускала в дело отходы
Лихие.
Так «Нирвана» предсказуемо рифмуется с «Морфием», и дело не в наркотиках.
Проще всего, конечно, написать, что «Морфий» — это о зависимости, распаде личности. Но для распада личности нужна личность, а конспективный, как выписка из истории болезни, сценарий не оставляет Леониду Бичевину пространства, в котором можно было бы слепить объем персонажа. Доктор Поляков — не фигура, а проволочный каркас, Х, переменная в формуле гибели. Единственный знак его индивидуальности, или, что то же самое, прошлого — карточка знакомой артистки в рамке «югендштиль». В остальном Поляков — абстракция; в душу не заглянешь. Можно (если не следовать литоснове; Сергей
Елена Фанайлова метко назвала такой кинематограф «мрачной и немного ходульной комедией масок», в которой сгущаются символические смыслы («Косметика врага», Сеанс No35—36); так вот, символический смысл маски Полякова — обреченность, фоновое самочувствие
Почему
Происходящее, кажется, не катастрофа. Поскольку природа происходящего в
Событие пока — не катастрофа. Тем не менее внушает оно исключительно испуг;
Субъект истории — не «Я», а «Мы». Кто мы?
Россия
Стоит ли уточнять, что подлинной — не вслух, но всерьез — идеологией общества был вовсе не Сталин с Колчаком, а индивидуализм, ирония и индифферентность? Не стоит. В точном соответствии с тезисом Ролана Барта о неуловимом анонимном сословии каждый усоногий рачок экономики презирал офисный планктон в целом, и, как следствие, год
Кто мог знать, что Событие окажется историческим; что принцип «меня это не касается» имеет объективные ограничения, поскольку история касается всех; что она не окончена; что для нее каждый «Я» — как доктор Поляков: ноль, пустое место.
На движение истории кинематограф реагирует с упреждением: волна перестроечной чернухи также предшествовала распаду СССР и окончательному падению экономики, а не констатировала его задним числом. В 2008 году среди главных героев в русском кино оказался потеряшка.
Он будет бродить, пока его снова не выловят.