2
Популярность Масяни — это частный случай резкого роста популярности анимации, ее удельного веса в искусстве конца 1990 — «нулевых» годов. Масяня — сестренка Шрека, Тугарина, транссексуальной девочки-Давида из фильма «Убить Билла» и бесчисленных японских героинь мультиплицированных комиксов манга для детей и взрослых. Мы наблюдаем общую интернациональную тенденцию: о многих вещах сегодня проще и правильнее говорить языком анимации. Например, бытовые зарисовки в Масяне выглядят элегантнее, чем во многих сериалах; ироничная версия Эйзенштейна и Куросавы в «Змее-Тугарине» возбуждает сильнее, чем постмодернистское кино; о русской идее — теме этого же мультфильма — вообще в полный эйзенштейновский рост и не скажешь, тогда как анимация позволяет избежать очень возможной пошлости; японские порномультфильмы шибче игровой продукции этого же назначения. Границы прежней сказочной анимации резко раздвигаются и позволяют в эстетике мультипликации представлять разнообразные темы и Высокого Искусства, и внеэстетических областей. На вопрос, почему это так, почему современный зритель предпочитает «несерьезную» анимационную форму изобразительного высказывания, может быть несколько ответов. Несомненно то, что в современном обществе меняется стиль игры, и комиксы во всех вариантах теснят героев мхатовской сцены и взрослого голливудского экрана. О «пуерилизме» — безответственной детскости человека ХХ столетия — в 1930-е писал Й. Хейзинга, в 1960-е поп-арт узаконил мультфильмы и комиксы как взрослое искусство. В 1990-е мы вступаем в следующую фазу этого же процесса. Его суть Хейзинга объяснил мнимым упрощением и облегчением мировосприятия благодаря новейшим технологиям. Человек может не задумываться о «хлебе насущном», и это делает его вечным ребенком. Как мне представляется, в 1990-е востребованность «детского взгляда на мир», кроме того, связана с разочарованием во взрослом, который в прошлом веке переживает два сильных понятийных кризиса: кризис модернизма, то есть рационального плана организации общества сверху и снизу встречными потоками, и кризис постмодернизма, то есть свободной, подвижной схемы, основанной на программном плюрализме. «Нулевые» отличаются общей идеологической растерянностью, с одной стороны, и резким рывком в технологическое будущее, с другой. Техногенная среда провоцирует расширение зон анимации. Вообще слово «анимация» теперь означает способ проводить время и сообщаться с миром. Например, на курортах «аниматор» — персонаж, который не просто развлекает публику, но «делает» ей отдых, строит ей время жизни. Может быть аниматор художественных выставок и т. д. Популярность анимации свидетельствует о самой необходимости анимировать окружающую среду, в которой образ человека из комиксов и мультфильмов усваивается легче, чем в натуральном виде.