Банальность золотой середины
Короткая беседа с режиссером-документалистом Фредериком Уайзменом.
СЕАНС – 29/30
Сегодня в документальное кино приходит множество непрофессиональных авторов. Как, на ваш взгляд, это влияет на развитие документалистики в целом?
По сути ваш вопрос относится к ценности кинообразования в целом. Я не знаком с российской ситуацией, но в Америке на это дело тратятся тысячи и тысячи. На мой взгляд, это совершенно бесполезная трата денег. Особенно в области документалистики. Самое важное — это ваш взгляд и то, что находится у вас в голове. Как вы понимаете, эти вещи не имеют никакого отношения к киношколам.
Вам не кажется, что многие документалисты сегодня предпочитают скрывать за трансляцией события отсутствие собственной позиции?
Иногда и простая трансляция может быть авторским отношением к объекту. Фактически любой фильм состоит из уже отобранного автором материала, и его организация, на мой взгляд, — уже образец авторского отношения. Другое дело, что съемка сама по себе, то есть когда человек просто кладет на плечо камеру и снимает все подряд, — занятие совершенно бессмысленное. Тут мы сталкиваемся с печальным следствием «цифровой революции» — появилось какое-то немыслимое количество плохих фильмов. Многие снимают «от балды», не дав себе труда подумать над тем, что все-таки они снимают и зачем. А без сознательного, рефлективного отношения к объекту съемки — любой фильм обречен на бессмысленность.
Я обратил внимание, что в своих фильмах — равно как и при их обсуждении — вы избегаете однозначных высказываний. Однако ваша осторожность не имеет ничего общего с безыдейностью.
Действительно, я не говорю, что ненавижу Джорджа Буша — но не потому, что люблю его. То, как я снимаю свои фильмы, — и есть мое отношение к Джорджу Бушу. Но оставим Буша в покое — возьмем за пример полицейских. Если вы ненавидите полицию и хотите снять об этом кино, вы просто обязаны присмотреться к ним, к их жизни, узнать о них все, что в ваших силах. Важно не просто зафиксировать на пленку их работу — нужно снимать и снимать разные ее стороны. Это отнимет кучу времени, потребует предельной концентрации, сопереживания и соучастия. А это, в свою очередь, приведет вас к пониманию многих вещей, о которых раньше вы и не подозревали. Как минимум вы поймете, что поведение полицейских зачастую неоднозначно. Вы можете увлечься и до такой степени вжиться в материал, что вместо филиппики захотите написать оду. Вот тут-то и нужно умение вовремя отстраниться, чтобы показать материал со всех сторон.
Довольно бестолково выступать в своем фильме с прямой оценкой какого-то явления. Так же, впрочем, как и снять это явление, не являясь его соучастником, не потратив на него свое личное время, физические и душевные силы. Оба пути ведут в тупик. Банальность золотой середины — вот, пожалуй, единственный критерий профессионализма в документалистике.
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»