Требуется няня
Наше кино, судя по фильму Садиловой, занялось феноменологией новейшего буржуазного времени и его героями. В жизни пошел процесс человеческой переквалификации постсоветских персонажей. И тут все логично. Одни становятся преуспевающими бизнесменами, клерками, свободными гражданами офисной цивилизации. Другим, за отсутствием возможностей или способностей, ничего не остается, как попытаться вырвать для себя хоть шерсти клок любыми способами. Но аппетит приходит во время еды.
Авторы фильма не задаются целью детально проследить процесс зарождения в голове бэбиситтера, в прошлом школьной учительницы, плана шантажа своих работодателей. Никакой психологии. Все объясняет социальный контекст. И при этом у героини никаких моральных угрызений. Она по-своему логична. По-своему права. По-своему даже моральна. Все по-своему. И все не по-человечески. В этом и дело. Социалистический сон столкнулся с буржуазной явью. Там, «во сне», человек был морален по велению государства, в силу требования идеологии. И еще традиция как-то держала индивида в узде. А здесь, наяву, он остался один на один с хаосом реальности, и никто ему не судья, кроме его самого. А он сам и не может судить, поскольку живет без правил.
Человечность отделилась от человека. Она для него не более, чем одежка.
Фильм Садиловой лишь слегка прикоснулся к этой коллизии. Сделан он честно, жестко, без охов и ахов, на уровне констатации факта, за что драматургу и режиссеру, отдельное спасибо.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера