18+
27-28

С днем рождения!

Попытка снять «чернуху с человеческим лицом» — что же в этом предосудительного? Но манипуляция приметами безобразного и убогого быта обеспечивает столь пышный расцвет благообразного и сладкого кича, что диву даешься от нахлынувших воспоминаний о советских кинорепортажах. Садилова соблюдает правила игры, которые сегодня соблюдать не слишком прилично. Особенно дебютантам. Последнее, конечно, нуждается в пояснении. Когда твердят о пользе «простого доброго кино», то апеллируют, как правило, к безликому потоку, не оставившему по себе имен. Однако ни «доброго», ни «злого» кино как жанра не существует — есть идеологические марки, устойчивые штампысимволы, пригодные в равной степени и для того, чтобы честно угодить, и для того, чтобы показать фигу в кармане. В этом деле можно проявить завидную художественную изощренность, спору нет. Но только жутким фоном всепобеждающей эстрады я могу объяснить себе, что такая рациональная скудость авторского посыла, какую предъявляет фильм «С днем рождения!», в глазах многих выглядит едва ли не достижением в сфере, прости господи, духовности.

Ирина Любарская
Роддом, где не разбиваются сердца // Сеанс, № 17/18 


Без полемических жестов, просто веря собственной интуиции, Садилова нежной женственной рукой сломала взлелеянный стереотип постсоветского кино, построенный на насилии и унижении человека на экране и в кинозале. Вместо привычного садомазохистского расклада — «Человек человеку — волк», и вы сейчас это увидите — фильм предлагает обычную, человеческую норму отношений: человек человеку — человек.

Елена Стишова
Одуванчик у забора // Искусство кино, № 12, 1998 г.


Умозрительно-вычурный ракурс (настаивающий на сакральной значимости родовых схваток и навязывающий затрапезному роддому пафосные полномо чия «начала начал») объявлен Садиловой вне закона. В пространство живой жизни она входит легкой походкой, предпочитая быть вровень — героиням, ситуациям, нехитрым житейским смыслам. Что не мешает ей обживать это пространство похозяйски, по-режиссерски. Садилова привечает различные жанры: ей равно угодны трагедия одинокой дурочки и буффонада шальной бабехи-продавщицы из соседнего лабаза — и эта «всеядность» не оборачивается бестолковой жанровой толчеей на «пятачке» фильма, но увеличивает его легкие в объеме. А продернутая сквозь фильм скромная нитка — сентиментальная хроника замужества неказистой роддомовской нянечки — оказывается прочнее бечевы, выдерживая вес последовательно нанизанных психологических и социальных обстоятельств.

Виктор Матизен
Основной инстинкт // Сеанс, № 17/18 


Главный секрет успеха фильма закодирован в его заглавии. И самый мощный аттракцион всего фестиваля — рождение ребенка из утробы матери — имеет место в этом незатейливом фильме. На нашем экране так много убивали, убивали, убивали, что смерть почти лишили сакральности. А рождение пока еще напоминает, что жизнь существует, что реальность не совсем перешла в виртуальность и пока еще живого ребенка не достанешь из Интернета.

Майя Туровская
«Кинотавр» в отсутствие Процесса и События, или Осколки зеркала // Искусство кино, № 11, 1998 г.


Из съемок в любом роддоме можно сделать ужастик. Лариса Садилова, наоборот, убирает цвет, делает фильм черно-белым, чтобы смягчить, смикшировать натуралистичность документальной съемки родов. Убирая жесткую, шокирующую цветную картинку, режиссер счастливо избегает и умиленнофальшивой сентиментальности. Печальный комизм жизни, переплетение сюжетов драматичных, любовных, повседневных, почти наивных в своей непритязательности, оттеняют фантастичность происходящего — рождение новой жизни […] Удивительный этот фильм, сплавляющий документальные и игровые эпизоды, лукавство и простодушие, драматизм судеб и негромкую, непафосную надежду, — едва ли не единственная картина, главной темой которой становится не смерть, а  рождение новой жизни. Жизнь здесь, в сущности, вневременная, та, что течет из века в век вопреки политическим страстям, выборам, войнам и  мудрствованиям ученых мужей.

Ж. Васильева
… до самых до «Окраин» // Литературная газета, 24 июня 1998 г.


Фильм «С днем рождения!» в своем посыле прост, повествовательной манерой безыскусен и претензий на новое слово не имеет. Но у него тем не менее масса достоинств, не исчерпывающихся тем, что автор угадал время и место, когда обратиться с таким кино к городу и миру. Режиссеру удалось, во-первых, рассказать ладную историю, увязав в легкий пучок занимательные характеры. Во-вторых, построить повествование так, что в  фильме, действие которого почти не покидает роддомовских стен, уместилась вся жизнь забытого богом городка. В-третьих, ни в чем не выказать пагубной чрезмерности: даже соблазнительная параллель между доживающим свои дни роддомом и рождающимися в нем младенцами наме- чена, но не прочерчена жирно. Наконец, в-четвертых, предложить рифму «Особенностям национальной охоты»: эстетствующие особы, морщившие носики от швейковского юморка охотников, вольны припасть к живительному источнику роддомовского фольклора. Острота ощущений гарантирована.

Дмитрий Савельев
С днем рождения! // Premiere, № 8, 1998 г.


В фильме Садиловой играют в основном непрофессионалы, и именно этим он интересен. Подобно Кире Муратовой, она населяет свою ленту множеством разных характеров, как будто подсмотренных в реальной жизни, узнаваемых и смешных одновременно. При этом все происходящее носит легкий оттенок абсурдизма. Вроде бы простые персонажи, собранные в одном роддоме, показаны, каждый со своей манией, так убедительно, что образуют трогательную многоголосицу. Со всеми пациентками происходит один и тот же сюжет — рождение ребенка, однако сама ситуация предстоящего материнства становится прекрасным поводом для изучения разных человеческих типов.

Александр Кулиш
Дебюты года // Premiere, № 8, 1998 г.


GOETHE FILM
Косаковский
Шоушенк
Subscribe2018
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»