«Солнце” Александра Сокурова
«Солнце» — удивительно глубокое продолжение величественного цикла фильмов про Личность и Историю. Я знал об этом замысле, но мне казалось совершенно невозможным его осуществление. Потому что японская история и японская культура для нас, европейцев, на самом деле — непостижима. Но у Сокурова получился абсолютно общечеловеческий фильм. Особое впечатление на меня произвело вот это столкновение двух культур: западной, в ее самом вульгарном варианте — американском, и восточной, в несколько европеизированном виде (Япония во время войны еще очень хотела походить на Европу). Напряженность этого конфликта, когда священная для японцев фигура, почти Бог, кажется американцам комиком Чаплиным, не отпускает. Я был просто заворожен многообразными и постоянными противопоставлениями, исполненными сильнейшего драматизма; стычками цивилизаций, которые воплощает художник, воспитанный европейской культурой. Думаю, что в историю кино войдет эпизод бомбежки Токио. Сейчас, когда мы с нашими германскими коллегами задумались о том, как представить войну в Эрмитаже, у нас высветились три символические точки Второй мировой: Ленинград, Дрезден и Хиросима. Cокуровские кадры налета на Токио грандиозны. Я полагаю, что у них будет своя жизнь в мировой культуре, возможно, даже отдельная от фильма.
Читайте также
-
Смерть с идиотом — «Метод исключения» Пак Чхан-ука
-
Тело, смерть и отпечатки воспоминаний — «Звук падения» Маши Шилински
-
Понять все, что есть — «Сны поездов» Клинта Бентли
-
Опять не смешно — «Бегущий человек» Эдгара Райта
-
Просто Бонхёффер
-
«Мне теперь не суждено к нему вернуться...» — Разговор с Александром Сокуровым