«Солнце» Александра Сокурова
В «Молохе» Гитлер напоминал классического некрофила из знаменитых работ о нем Эриха Фромма. В «Тельце» Сокуров не всегда был способен скрыть брезгливость. В отличие от этих фильмов, в «Солнце» он, безусловно, сочувствует своему очередному властному герою. Вечная философско-социальная тема — трагического одиночества власти — Сокуровым переосмыслена. Трагически одиноки были и его Гитлер с Лениным. Но то были персонажи, которые сами стремились к власти над миллионами, не ожидая, что власть — один из вариантов рабства. В случае с императором Хирохито мы имеем обратный вариант: обычного человека, который не стремился к власти, но был облечен ею по рождению. Он всячески пытается найти — даже в строении своего тела — признаки того, что он обычный человек, а не Солнце и не Бог. Он пытается сбросить с себя эту ношу. После просмотра приходишь к нечаянному выводу, что для Сокурова эта тема личная. Отчего-то кажется, что симпатии художника к императору Хирохито объясняются чуть ли не автобиографическими мотивами.
Один из главных признаков несвободы Хирохито — его непрерывная публичность. Его постоянно ритуально пасут, из самых лучших побуждений всегда за ним подглядывая, чтобы вовремя прислужить. Подозреваю, что Сокуров часто чувствует себя одиноким в той роли солнца-бога, которую культивируют его почитатели.
Читайте также
-
Молчание вещей — «Пришелец» Ивана Соснина
-
Мой друг Фридрих Эрмлер — «Улыбнись!» Марианны Киреевой
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Кристальный лес: захватывающий слот от казино
-
Игровой автомат Book of Leo Quattro