«Солнце» Александра Сокурова
В «Молохе» Гитлер напоминал классического некрофила из знаменитых работ о нем Эриха Фромма. В «Тельце» Сокуров не всегда был способен скрыть брезгливость. В отличие от этих фильмов, в «Солнце» он, безусловно, сочувствует своему очередному властному герою. Вечная философско-социальная тема — трагического одиночества власти — Сокуровым переосмыслена. Трагически одиноки были и его Гитлер с Лениным. Но то были персонажи, которые сами стремились к власти над миллионами, не ожидая, что власть — один из вариантов рабства. В случае с императором Хирохито мы имеем обратный вариант: обычного человека, который не стремился к власти, но был облечен ею по рождению. Он всячески пытается найти — даже в строении своего тела — признаки того, что он обычный человек, а не Солнце и не Бог. Он пытается сбросить с себя эту ношу. После просмотра приходишь к нечаянному выводу, что для Сокурова эта тема личная. Отчего-то кажется, что симпатии художника к императору Хирохито объясняются чуть ли не автобиографическими мотивами.
Один из главных признаков несвободы Хирохито — его непрерывная публичность. Его постоянно ритуально пасут, из самых лучших побуждений всегда за ним подглядывая, чтобы вовремя прислужить. Подозреваю, что Сокуров часто чувствует себя одиноким в той роли солнца-бога, которую культивируют его почитатели.
Читайте также
-
Черная неделя жанрового кино
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини