«Солнце” Александра Сокурова
Перечислять достоинства «Солнца» можно долго: совершенство актерской игры, умный сценарий, высококлассные операторская работа и звук, тончайшая художественная аранжировка вещей и интерьеров, благодаря которой даже Елагин дворец воспринимается символически — как свет ясности и внезапной высшей тишины. Все элементы фильма устремлены к прозрачному представлению сущностных тем и идей. Их несколько, хотя и одной хватило бы для хорошего кино. Например, той, что говорит о тиране как заложнике настроений своих подданных. Сокурову удалось самую Власть сделать зримой, проницающей весь видимый мир. Власть во всей ее имперсональной силе, которая в данном случае олицетворяет еще и мощь древней традиции, и одновременно — во всем ее угрожающем жизни бессилии и ничтожестве. Мы следим за бесконечным, как самодвижение материи, перетеканием вещества власти: от демонстрирующего редкое самообладание человека — к суггестивной жертвенной традиции народа. От мутных соблазнов силы или глупости власть возгоняется до ясного сияния «исторической справедливости» и поражения зла, чтобы снова пройти пожаром насилия. Инструментальная власть Запада над Востоком и органическое превосходство Востока над Западом; сила и уязвимость живой природы, абсурдность притязаний человека быть венцом творения и животворность творчества — все это попадает в проекционные лучи фильма и обретает в их свете незабываемый пластический образ.
Читайте также
-
Просто Бонхёффер
-
Что-то не так с мамой — «Умри, моя любовь» Линн Рэмси
-
Сыграй еще раз, Вуди
-
Сквозь тела, теории и связный нарратив. Рождение киночувственности — «Опыт киноглаза» Дарины Поликарповой
-
Хроники русской неоднозначности — «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского
-
Достоевский в моем дворе — Сентиментальное путешествие Бакура Бакурадзе