“Солнце” Александра Сокурова
Перечислять достоинства «Солнца» можно долго: совершенство актерской игры, умный сценарий, высококлассные операторская работа и звук, тончайшая художественная аранжировка вещей и интерьеров, благодаря которой даже Елагин дворец воспринимается символически — как свет ясности и внезапной высшей тишины. Все элементы фильма устремлены к прозрачному представлению сущностных тем и идей. Их несколько, хотя и одной хватило бы для хорошего кино. Например, той, что говорит о тиране как заложнике настроений своих подданных. Сокурову удалось самую Власть сделать зримой, проницающей весь видимый мир. Власть во всей ее имперсональной силе, которая в данном случае олицетворяет еще и мощь древней традиции, и одновременно — во всем ее угрожающем жизни бессилии и ничтожестве. Мы следим за бесконечным, как самодвижение материи, перетеканием вещества власти: от демонстрирующего редкое самообладание человека — к суггестивной жертвенной традиции народа. От мутных соблазнов силы или глупости власть возгоняется до ясного сияния «исторической справедливости» и поражения зла, чтобы снова пройти пожаром насилия. Инструментальная власть Запада над Востоком и органическое превосходство Востока над Западом; сила и уязвимость живой природы, абсурдность притязаний человека быть венцом творения и животворность творчества — все это попадает в проекционные лучи фильма и обретает в их свете незабываемый пластический образ.
Читайте также
-
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
-
Черная ворона белого мира — «Ансельм. Шум времени» Вима Вендерса
-
«Ровесник» Федора Кудрявцева — Пресса и критика о фильме
-
Две сказки о потерянном времени — «Хельсинкский эффект» и «Светлое будущее»
-
Он сделал нечто пугающее и даже не моргнул — «Цепные реакции» Александра О. Филиппа
-
«Вот что такое художник-постановщик, а не застройщик» — разговор с Владимиром Гудилиным