Что вы думаете о Борисе Акунине?


Много говорится о том, что книги Акунина как-то особенно «кинематографичны». Ничего подобного, есть и куда более кинематографичные. Более того, именно кино обнажило схематизм и мертворожденность акунинских книг (ибо у него вообще все приобретает черты гомункулусовидности — гомункулусовидные слова, сюжеты, персонажи-гомункулусы). Приделали другие финалы — легко! Там вообще что угодно можно приделать! Настоящая книга так с собой обращаться не позволяет. Но фокус в том, что для нынешнего кассового кино схематизм и мертворожденность не есть недостаток. Важен повод для аттракциона. Ну и «раскрученность» имени.

Акунин характерен для времени супер-брендов. Как Neskafe, Lipton и т. п. Идеальное соотношение цены и качества плюс раскрутка. Он еще много чего может придумать, он плодовит, он фантазер, но до области художественного творчества, где не придумывают, а создают, ему не добраться: другая природа дарования. Он может лишь еще ярче одевать своих гомункулусов и прилежней дергать их за веревочки. Но оживить их ему не дано.

Что касается идеологии акунинских текстов, то, они, несомненно, эксплуатируют всеобщую тоску по патриотизму. Хотя патриотизма сейчас нет. Но тоска-то есть.

Если раньше я относился к Акунину добродушно, сейчас утверждаю, что он — мой классовый враг. Шутка. Почти. В чем суть? Есть культура и есть масс-культура, сколько бы ни твердили о слиянии, смыкании, размывании границ и т. п. Конечно, хороший детективщик может быть лучше среднего или плохого «нормального» писателя. Но хороший нормальный писатель всегда лучше хорошего детективщика. Ибо есть иерархия жанров и иерархия художественных ценностей. Акунин не желает быть просто детективщиком, у него претензии. Сколько бы он ни твердил обратное, амбиции налицо. Мысль моя проста: попса в чистом виде безопасна; попса, мимикрирующая под культурное явление, зловредна. Тенденция массовиков-затейников к экспансии очевидна. Дашкова не так давно тоже обижалась, что ее не считают нормальной писательницей. Дескать, у Достоевского тоже детективы, а «Смерть Ивана Ильича» — триллер. Критики радостно подхватывают тему и сами все чаще берутся за написание трэшевых книжек. Играем, дескать. Ну, играйте…


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: