Что такое русский блокбастер?
Из русских блокбастеров — тех, которые с приставкой «сколько миллионов собрала картина», — я видел «Ночной Дозор», «Турецкий гамбит» и «Бой с тенью». Любопытно. Возбуждающе. Спецэффекты, темпоритм, бешеная динамика… Хотя сказать, что я получил большое визуально-эстетическое удовольствие — значило бы погрешить против истины. Это просто попытки завоевать зрителя, используя голливудские модели и за уши притягивая к нашей с вами действительности. Но они-то там, у себя, эту модель непрерывно отрабатывали аж с времен Мака Сеннета — десятилетиями, поколениями! У них конвейер, индустрия! А у нас — домашние радости. Пока что мне «Ночной Дозор» больше всего понравился. Но там был серьезный промах: я не знал, за кого болеть — кто наш, а кто враг, кто Чапай, а кто белый… И промах-то глупейший, вот досада. Ведь вся классика зрительского кино построена на том, что мы с самого начала знаем: этот — злой, а этот — хороший. В «Гамбите», который делал мой бывший студент Джаник Файзиев, с этим было все в порядке. Там другая проблема: какое-то все натужное, искусственное. Картинок много, а не складываются. И компьютерные эффекты, в отличие от «Дозора», только мешают: эта осточертевшая карта, по которой мы летим, как в бобслее, ныряем в диснейлендовское пространство, затем обратно выныриваем в сюжет… В «Бою с тенью» я и вовсе ничего не понял. Только мне показалось, что у нас сделали хороший спортивный фильм — как главный герой вдруг ослеп, тренер куда-то зачем-то его продал, появились гангстеры, народ собрался, вертолет прилетел… Это не саспенс, а тупое заколачивание тупых гвоздей. У Тарантино тоже полно штампов. Но он озорник, он тебе ничего не навязывает: хочешь — верь, хочешь — так сиди, наслаждайся. А в «Бою с тенью» надо было всенепременно верить. Но я не верил и быстро соскучился.
Читайте также
-
Высшие формы — «Свободу Пушкину!» Ильи Малкина и Евы Павловой
-
Черная ворона белого мира — «Ансельм. Шум времени» Вима Вендерса
-
«Ровесник» Федора Кудрявцева — Пресса и критика о фильме
-
Две сказки о потерянном времени — «Хельсинкский эффект» и «Светлое будущее»
-
Он сделал нечто пугающее и даже не моргнул — «Цепные реакции» Александра О. Филиппа
-
«Вот что такое художник-постановщик, а не застройщик» — разговор с Владимиром Гудилиным