Роковое влечение
Я очень рад, что живу в такой раскрепощенной стране, где высшую кинематографическую премию дают картине, чей широкий прокат (и, соответственно, всенародный успех) невозможен по определению; где главным достижением киногода объявляют фильм, на кассете с которым дистрибьютеры пишут
Поклонником Алексея Балабанова я никогда не был. Мне решительно неинтересен «Замок» (а вы
в Америке фильмов Джона Ву подтверждает, что тема «киллер с нашего двора» проходит только по унизительному разряду экзотики.
«Про уродов и людей» — первый фильм Балабанова, о котором я могу сказать: это кино
мне на самом деле нравится. Строгое, даже скованное по форме — и очень свободное
по содержанию. Физиологически отталкивающее и привлекательное — в равной степени. В нашем кино, безнадежно
отставшем от жизни и предлагающем
выбирать между идиотским мусором
и многозначительной жижей, появился режиссер, способный убедительно соединить авторство с коммерцией.
На самом деле «Уроды…» — явление
приличной
Не понимаю, почему разговоры об этом фильме неизменно вертятся вокруг секса
и патологии. Конечно, кино начиналось
как
Эти женские задницы начала века благополучно разошлись по самым респектабельным альбомам эротического искусства: все мы взрослые люди и давно договорились,
что ягодицы при определенном ракурсе
и освещении — эротичны. Ни разу не возникло ощущение, что Балабанов намерен меня шокировать или эксплуатирует мои чувства, демонстрируя то, что принято называть «извращениями» (если в принципе может быть «извращением» какое бы то ни было проявление человеческой сексуальности).
В этом фильме о подавлении и принуждении — психологическом и телесном — нет ни одного монстра. Отвратителен яйцеголовый Виктор Иванович, подручный порномейкера Иогана,
но он существо угнетенное, а значит — жертва. И сам порномейкер, расчетливо использующий весь мир в своих целях и отплывающий в финале на льдине в никуда, оказывается жертвой безумной няни, от которой он зависим с младенчества. Следствием этой зависимости и стал его вуайеризм: для Иогана наиболее приемлемой формой сексуальной жизни является лицезрение карточек с изображением легкого
Он подсознательно стремится убежать из зябкого настоящего в уютное детство —
заповедный мирок иллюзий (прежде всего — иллюзии собственной безопасности).
Вот почему так сладостно для него наблюдать за поркой: тем самым он сводит счеты
с несбывшимся, перекладывая на других собственную вину. Вот почему именно он, Иоган, безжалостно крушит две образцовые и благополучные семьи — два маленьких
Тот и другой парадиз рушатся трухлявыми карточными домиками, и для их обитателей —
из числа сумевших выжить — начинается другая, реальная жизнь, где есть секс, жестокость, месть, ненависть и воспоминания.
Единственное что: Лиза, пережившая крушение иллюзий и собственный личный ад, должна была вроде выйти из этой истории совершенно другой: через ад не проходят бесследно —
а ведь она через него прошла. Балабанов
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера