История

О «Красной шапочке» Шварца и Олейникова

СЕАНС  - 14 СЕАНС – 14

Евгений Шварц и Николай Олейников познакомились весной 1923 года в Бахмуте, куда Шварц приехал погостить к родителям. Дабы не быть нахлебником, он поступил на работу в местную газету. Здесь были опубликованы его первые произведения — стихотворные фельетоны и раешник, которые он подписывал «Шур». Секретарем «Всероссийской кочегарки» был Николай Олейников. Вернувшись в Петроград, Шварц стал работать в Детском отделе ГИЗа и устроил сюда своего бахмутского приятеля. С.Я. Маршак, руководитель этого отдела, а, следовательно, их непосредственный начальник, вскоре заметил: «Берегись Николая Олейникова, чей девиз — никогда не жалей никого». И, тем не менее, в пору «веселого детства детской литературы», по выражению Николая Чуковского, еще ничто не омрачало их дружбы. В двадцатые годы «это была неразлучная пара, — вспоминал Л.Пантелеев. — Много лет в наших литературных кругах Шварц и Олейников звучало как Орест и Пилат, Ромул и Рем или Ильф и Петров».

Николай Олейников и Евгений Шварц
10 июля 1936 года на обложке сценария появилась резолюция с неразборчивой подписью: «В производство не пускать».

Они оба были интересными и самостоятельными поэтами, но в некоторых юмористических стихах чувствуется их влияние друг на друга. Одно из них — «На именины хирурга Грекова» — написано в соавторстве. По-видимому, многие анонимные произведения, появляющиеся на страницах журналов «Еж» и «Чиж», тоже сочинялись вместе.

Рисунок В. Ховралёва для програмки премьеры «Красной шапочки» в Ленинградском большом театре кукол. 1969

В настоящее время достоверно известны шесть больших совместных произведений Щварца и Олейникова. Все они написаны для кино. Их первой совместной работой был сценарий «Разбудите Леночку». Фильм, поставленный режиссером А.Кудрявцевой, с Яниной Жеймо в главной роли имел большой успех, и за ним последовали еще два сценария и одно либретто с той же героиней. Однако, из них был поставлен лишь один: фильм «Леночка и виноград» стал вторым и последним в несостоявшейся серии. Сценарий «Леночка и Лев» так и не был осуществлен, а для картины «Леночка выбирает профессию» автор успел лишь написать либретто.

Николай Олейников, вероятно, не посчитал себя драматургом, и за дело взялся уже один Шварц.

«Звуковой, цветной, мультипликационный» сценарий «Красной Шапочки» писался Шварцем и Олейниковым для студии цветного кино, образовавшейся при Ленфильме в середине 30-х годов. Начальник планового отдела Бартенев сообщал тогда читателям «Кадра» 31 мая 1936 года: «Для рисовальных мультипликаций создана уже „Красная Шапочка“ (сценарий Шварца и Олейникова, режиссер Пащенко)», но в редакционной статье того же номера газеты читаем, что сценарий хотя и «написан талантливо, но сдан чрезвычайно сырым и недоработанным. Очевидно, эти товарищи (Шварц и Олейников. — Е.Б.) не сделали для себя достаточных выводов после того, когда сценарий „Леночка и виноград“ дорабатывался вторично, что вызвало большие пересъемки по картине». 10 июля 1936 года на обложке сценария появилась резолюция с неразборчивой подписью: «В производство не пускать».

«Разбудите Леночку!». Реж. Антонина Кудрявцева. 1934

Замысел «Красной Шапочки» терять не хотелось. Николай Олейников, вероятно, не посчитал себя драматургом, и за дело взялся уже один Шварц. Поначалу он написал кукольную пьесу «Красная Шапочка и Серый волк», которую в 1938 году в театре Марионеток поставил Евгений Деммени; а позже — «актерскую» «Красную Шапочку», первыми постановщиками которой в московском Детском Музыкальном театре стала Наталия Сац, а в ленинградском Новом ТЮЗе — Борис Зон. Как заметит читатель, многое из замысла сценария перешло в пьесу — первую чисто сказочную пьесу Шварца для детей. Текст сценария по какой-то счастливой случайности сохранился в рукописном отделе Госфильмофонда, откуда еще в 1967 году он был любезно прислан автору этих строк в виде микрофильма.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: