В основе сюжета
СЕАНС – 14
Даже год его рождения вызывает разногласия у исследователей. Американские справочники называют 1943 год, французы и итальянцы — 1940. Неизменной остается лишь дата рождения — 7 сентября. Знак Девы, знак холодной, интеллектуальной страсти. Прежде чем заняться режиссурой, он некоторое время писал рецензии для ежедневной римской газеты «Паэзе сера» и подрабатывал сценариями для спагетти-вестернов, военных боевиков и эротических комедий.
Дарио Ардженто посчитал обучение законченным, когда Серджо Леоне предложил ему принять участие в работе над сценарием своего очередного фильма и стать соавтором Бернардо Бертолуччи. Они работали шесть недель, отсмотрели более сотни классических вестернов. В результате снятый по совместному сценарию фильм под названием «Однажды на Диком Западе» принес молодому Ардженто первую известность. В то время Италия была одной из самых зрительских стран Европы. В год на каждого итальянца продавалось десять билетов в кино — больше, чем во Франции, Англии и Западной Германии вместе взятых. Самыми большими киноманами были представители послевоенного поколения, выросшие на американских фильмах и американских криминальных романах, выходивших в Италии в желтых переплетах и оттого получивших прозвище giallo. Нa итальянском кинорынке доминировал спагетти-вестерн и готический фильм ужасов. Чтобы привлечь зрителей, энтузиасты этих жанров брали англоязычные псевдонимы и приглашали актеров из-за океана. К жанру giallo тяготеет и дебютный фильм Ардженто «Птица с хрустальным оперением». В основу сюжета об американском писателе Сэме Далмасе, расследующем в Риме серию убийств на сексуальной почве, лег весьма радикально переработанный Ардженто полицейский роман Фредерика Брауна «Кричащая мими». «Птица…» побила рекорд кассовых сборов в Италии и была хорошо принята в США. Окрыленный успехом, Ардженто с перерывом в год снял еще два giallo-опyca, составивших вместе с первым фильмом так называемую звериную трилогию: «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате».
Ардженто отказывается от привычной «страшной» музыки в духе Бернарда Херманна и заменяет ее рваным ритмом рока.
В начале семидесятых Ардженто продюсирует сериал ужасов «Дверь в темноту» на итальянском телевидении и снимает в нем две новеллы — «Очевидец» и «Поезд». Тогда же он работает над «черной» комедией «Пять дней» с Челентано в главной роли, однако итальянские интеллектуалы, рукоплескавшие циничным и жестоким фильмам американцев Пекинпа и Фридкина, принимают «черный» юмор и подчеркнуто театральный, вычурный стиль своего соотечественника более чем сдержанно. Фильм проваливается.
Gоblin: Всякий страх — трепет
В те же годы складывается команда, с которой Ардженто создаст свои самые знаменитые картины. В нее войдет его младший брат и продюсер Клаудио Ардженто, бессменный на протяжении 25 лет редактор по монтажу Франко Фратичелли, художник Джузеппе Бассан, мастер по спецэффектам Джермано Натали. Окончательный состав группы знаменует встреча Ардженто с актрисой и сценаристкой Дарией Николоди и замена Эннио Морриконе, чью музыку он находил слишком традиционной, на малоизвестную тогда рок-группу «Гоблины».
Ардженто отказывается от привычной «страшной» музыки в духе Бернарда Херманна и заменяет ее рваным ритмом рока. С этого момента жанр претерпевает революционные изменения.
Он продемонстрировал всему миру «новую готику» — готику XX века.
В 1975 году в итальянский прокат выходит фильм «Темно-красный». Для этой работы команда Ардженто была усилена актером Дэвидом Хэммингсом, оператором Луиджи Кувейлером, мастером спецэффектов Карло Рамбальди (будущим создателем Кинг-Конга и спилберговского «инопланетянина») и кинодраматургом Бернардино Дзаппони, известным по современной работе с Феллини на фильмах «Сатирикон», «Рим» и «Город женщин». «Темно-красный» — «культовый фильм, повлекший множество подражаний» (Пьер Бени) — продемонстрировал не только полностью сформировавшийся эффектный визуальный стиль Ардженто, но и его окончательное превращение в самого жестокого режиссера Европы.
В середине семидесятых в жанре хоррор торжествует концепция ужаса, растворенного в повседневности. Новые «короли страха» из США, Стивен Спилберг и Брайан Де Пальма, извлекают сверхъестественное из готических замков и склепов и погружают его в гиперреалистически воссозданную атмосферу американской провинции и курортного городка. Ужасное и обыденное в их произведениях не просто сосуществовали рядом, но тесно переплетались, порождая принципиально новую поэтику страха. Итальянский фильм ужасов противился заокеанской моде, но не мог предложить никакой иной концепции.
Естественно, американцы ничего в нем не поняли.
Дарио Ардженто уже давно думал об обращении к мистико-фантастическому кино. Среди его замыслов даже была экранизация «Франкенштейна», но, обратившись к компании Universal, он получил отказ. Нереализованным остался и другой проект Ардженто — экранизация популярного романа ужасов Гастона Леру «Призрак оперы».
Впервые Дарио Ардженто бросил вызов идеологии обыденного ужаса, исповедуемой за океаном, — в «Суспирии». Он продемонстрировал всему миру «новую готику» — готику XX века. Международный успех «Суспирии» — «Льюис Кэррол встречает Калигари!» (Джон Колеман) — доходил до курьезов: в Японии, где убийство как искусство имеет древние культурные корни, фильм имел такой успех, что японские прокатчики спешно закупили «Темно-красный» и выпустили его на экраны под названием «Суспирия 2»!
«Инферно», свой самый странный, самый фантастический, самый авторский фильм — триумф стиля при полном отсутствии содержания, — Ардженто ухитрился снять в Америке, на английском языке и на американские деньги. Естественно, американцы ничего в нем не поняли. Работа в Америке не понравилась Ардженто: «На съемочную площадку, — вспоминает он, — все время приходили какие-то идиоты и начинали длинные сентенции со слов: по моему мнению… Я понятия не имел, кто они такие, и все время недоумевал, почему они считали, что мне интересно их мнение. Это не мой стиль работы». В 1983 году отец режиссера Сальваторе Ардженто отходит от дел, и два брата — Дарио и Клаудио — становятся владельцами семейной фирмы DAC Film Company. Дарио Ардженто становится продюсером. Во второй половине восьмидесятых один за другим выходят четыре его продюсерских проекта. Они были с интересом встречены и зрителями, и критикой, но ни один из них не имел такого успеха, как его собственные фильмы.
В этом шоу под музыку Пино Донаджио из фильма Брайана Де Пальмы «Подставное тело» на подиуме имитировалось убийство манекенщицы.
Фильм «Опера» стал поворотным в его творчестве. «Это не просто десятый фильм Дарио Ардженто, это ключ ко всей его образной системе», — подчеркивает Мэйтленд Макдона, автор книги «Разбитые зеркала, разбитые разумы. Мрачные видения Дарио Ардженто». Киножурналы всего мира обошел кадр «Оперы»: лицо юной девушки, искаженное ужасом: она не может закрыть глаза и опустить веки из-за ряда игл, укрепленных под глазами и готовых выколоть их. Она вынуждена бессильно наблюдать за тем, что совершает убийца.
Ардженто отправился в Лувр и попытался симулировать синдром Стендаля.
Не остановившись на достигнутом, Ардженто в том же году еще раз шокировал итальянскую публику, сняв получасовое шоу для дома мод Труссарди. В этом шоу под музыку Пино Донаджио из фильма Брайана Де Пальмы «Подставное тело» на подиуме имитировалось убийство манекенщицы. Показанное в прайм-тайм по итальянскому телевидению, это шоу стало сенсацией. Сегодня Ардженто сам стал героем документального фильма «Мир ужаса Дарио Ардженто» и итальянского комикса ужасов «Темно-красный». Как и положено культовой личности, он снимается в эпизодических ролях у других режиссеров (например, у Лэндиса в «Невинной крови»).
Его позиций не смогли поколебать не слишком удачные «Черный кот» и «Травма Дарио Ардженто».
В марте состоялась премьера его нового фильма «Синдром Стендаля». Это снова giallo, и снова, после «Травмы», главную роль в нем играет дочь режиссера, двадцатилетняя Азия Ардженто. Героиня страдает редким психическим расстройством — синдромом Стендаля. Это заболевание проявляется при созерцании произведений искусства, в частности, картин старых мастеров. Героине кажется, что полотна оживают, движутся, засасывают ее в себя. Болезнь сильно осложняет задачу героини: поймать опасного насильника и убийцу, как назло, назначающего ей встречу в галерее Уфицци во Флоренции.
Перед началом съемок, завершив работу над сценарием, Ардженто отправился в Лувр и попытался симулировать синдром Стендаля. Результат превзошел все ожидания: служители музея, недолго думая, вызвали полицию, и режиссер оказался в участке до выяснения обстоятельств.