По законам Зона
Дружеский шарж на выпускников 1941-го года
Из беседы с Леонидом Мозговым
— Зон нас терминами не мучил. Мы обсуждали книги, Станиславского «Моя жизнь в искусстве»… Вот у меня в дневнике: «Б. В. сказал, что внутренний монолог необходимо вести постоянно, надо уметь всё оправдывать и всегда знать, что делаешь». А вот здесь записано мало: «Ради сцены стоит испортить себе жизнь. Б. В.». Комментарий Зона: «Надеюсь, Вам это понятно?» «Насчёт порчи жизни, мне кажется, лучше бы не портить её, даже ради сцены. Неужели обязательно такое». Комментарий Зона: «Милый, Вы ничего не поняли». Двадцатилетнему мальчишке.
— Интересно, возникает такой эпистолярный диалог учителя с учеником. Человек не жалел времени, и мозгов, и чувств, для того, чтобы с учеником таким образом общаться. Трепетно, интимно.
— Конечно. И я ведь только к пятидесяти годам понял, что «
—
— Обязательно! Следить за людьми. Это очень важно! Слово «этюд» откуда пошло? От художников. И ты должен рисовать эти этюды. Но этюды актёрские — в твоём воображении. На внутреннем экране. Вот, дети. Наблюдение за детьми, за тем, как они реагируют. Ведь по лицам, по глазам видно сразу: кто любит, кто ненавидит, что происходит, устал, не устал. Когда люди не видят, что за ними наблюдают. У Зона были такие записочки, где он, видимо, записывал, какие упражнения сегодня будет делать. Такие шпаргалочки.
— Дальше: «эмоциональная память», «память на природу», «память на людей», «память на чувства».
— «Память на людей». Наблюдайте за людьми.
— А «на чувства»?
— Я своим студентам всё то же самое говорю. «Что у вас всё
— Обжечь воображение!
— Конечно! В каждом человеке есть свой Ноздрёв, кто угодно есть, обязательно. Надо только покопаться, как следует. Либо в вас этого нет… Есть же и люди не пригодные к творчеству.
Борис Зон ведёт занятие (класс выпускников 1961-го года)
Из воспоминаний Льва Додина
Борис Вольфович Зон говорил: «Человек, не прошедший первый курс, никогда не станет полноценным артистом». Зон был удивительный человек, он был Учитель.
Ещё больше ему подходило слово «профессор». Он был красивый, красиво одет, как бы далёк от быта. Это не значит, что педагог должен быть небожителем, но он должен жить в искусстве. Тогда студентам тоже этого хочется. Я помню, что у нас на курсе все мальчики хотели красиво одеваться, потому что Зон всегда одевался красиво.
Мы катастрофически не учим артистизму. Чем больше я думаю, что же важнее всего в педагогике, тем чаще, чуть ли не на первом месте оказывается артистизм. Художественное ощущение мира, пространства, себя в пространстве…
Нам Борис Вольфович Зон не дал ни одного урока режиссуры отдельно от актёрского курса, потому что для него актёрское творчество всегда было высшим проявлением. Он так утешал — ну если, дескать, артистом не получится, режиссурой ты всегда сможешь заниматься.
Выпускник 1966-го года Лев Додин в спектакле Сон в летнюю ночь (1965-ый год)
Из беседы с Алисой Фрейндлих
— Зон не раз подчёркивал, что первый курс — это фундамент профессии, и без первого курса никаких результатов быть не может. Давайте вспомним эти первые занятия. Оставив все методики, термины и тому подобное. Как это было?
— Что запомнилось… Первое время Борис Вольфович… Посвятил тому, что пытался нас распознать, разгадать. Рассказывал очень много о своих впечатлениях, о посещениях уроков Станиславского. Он же у него стажировался, учился, был вольным слушателем, или как это называлось тогда, не знаю. Очень многое поначалу было посвящено именно рассказам, разговорам, беседам. Это вот
— А он в дневнике пометы делал?
— Проверял. Каждую неделю он брал дневнички. Смотрел, как мы восприняли то, что он нам рассказывал. Потом начались упражнения, этюды. Самые простейшие, элементарные.
Нам об этом, конечно, не говорили, но, видимо, Борис Вольфович стремился строить все занятия по
Ещё Борис Вольфович заставлял нас читать мемуары. Известных актёров, старой уже школы МХАТовцев, Малого или Александринки. Непременно интересовался — кто что прочёл, просил
На первом или на втором курсе у нас был такой очень важный, с моей точки зрения, раздел, который назывался «Профнавык». Каждый должен был выбрать себе
— Например, особенности поведения…
— Особенности поведения, особенности пластики… Что там есть такое, что свойственно только этой профессии и никакой иной. Потом были этюды именно на эти «профнавыки». И посыл был такой: любая роль, которая вам достанется, любой персонаж обладает
— Как Любовь Орлова училась вязать узелки на ткацких фабриках, когда готовилась к фильму «Светлый путь».
— Внимательно отслеживал Борис Вольфович нашу учёбу и на занятиях по сценречи. Добивался освоения нами диалектов, акцентов. Это было необычайно нужно, важно и полезно. И необходимо, чтобы не плавать вокруг да около, чтобы не было приблизительности…
Борис Зон (рисунок Николая Акимова)
— В Одессе говорить не
— Ну, да, да. Впоследствии в своей работе я с этим много раз столкнулась.
— Кстати, сейчас в программах,
— Ну вот это очень плохо. Потому что тогда всё, что делаешь, получается
— Они же ездили туда, в архангельские деревни… Жили в этих деревнях, общались с этими людьми…
— Вот именно: потому что они ездили, общались, наблюдали, вслушивались в особую речь, потому они все точны.
— Вот такие упражнения: «Певцы», «Звери», «Цирк», «Джаз», «Опера» — что это такое?
— Да… Зверушки… Через зверушек мы все прошли. Да, это было обязательно. Здесь тоже — и память, и воображение, и оценки… Мы специально ходили в зоопарк. Наблюдали там зверей. Зон рассказывал о том, что прежде каждый курс мог завести себе
— В какой степени, на Ваш взгляд, режиссёр должен владеть актёрским мастерством? Вот этой самой азбукой, о которой мы только что говорили? Режиссёр театра, режиссёр кино, телевидения, человек, который хочет освоить другую профессию, режиссёрскую.
— Мне кажется, в любом случае, должен если не владеть, то хотя бы знать. Пикассо выкручивал
Маргарита Батаева, Ариадна Кузнецова и Алиса Фрейндлих (выпускники 1957-го года)
Из воспоминаний Александра Белинского
В чём был педагогический дар Зона? Зон умел,
Зон был и остаётся непревзойдённым педагогом на первых двух курсах, в особенности на первом. Он никогда не шёл дальше, не убедившись, что ученики усвоили предыдущее. В основу своего метода Зон положил редко упоминаемую мудрейшую формулу Станиславского: «Вы проложили фарватер. Теперь дайте кораблику плыть по ветру. Бросьте штурвал, не дуйте в паруса». Это значит — разбудить актёрскую интуицию и дать ей существовать в сценических обстоятельствах свободно и легко.
Выпускники 1951-го года и их мастер (из архива Зинаиды Шарко)
Из беседы с Зинаидой Шарко
— Зон был гениальный педагог, я в этом снова и снова убеждаюсь. И только потому, что я училась у него, я поняла, что я педагогом не буду никогда. Он сначала был артистом, даже Чацкого играл, был
У него был поразительный, ни с кем не сравнимый, нюх на одарённого человека… Как он выбрал меня и Эмму Попову из всей массы замечательных абитуриентов, понять невозможно. У нас были такие красотки, — ленинградские девчонки, такие красотки! Ну, просто, вот уже можно давать роли… Вот это — Офелия, это — Аня в «Вишнёвом саде». Ну, в общем, можно распределять роли и брать любую пьесу. Я же пришла — безразмерная девочка, приехавшая из Чебоксар. Это был сорок седьмой год, были карточки. Я, откормленная на картошке, у меня была вот такая отъетая физиономия, вот такие сиськи! Как он умудрился на нас остановить свой взор, и заинтересоваться нами, угадать, что из нас может получиться
У нас были кураторы тогда, мы — первый курс, актёрский, а ребята были, кураторы наши — третий курс, режиссёрский. И я не могла понять, почему меня, вдруг, одну, вечером оставляют со Славой Клитиным — куратором, перебирать рис.
— Рис?
— Несуществующий рис. Я сижу, перебираю… сорок минут я перебираю этот рис. У меня слёзы на этот несуществующий рис капают! Я столько знаю, и вдруг, я — перебираю рис!
А это у Бориса Вольфовича такой ход был, чтобы меня сосредоточить, собрать моё внимание.
Дальше он мне задания давал: в музей зал пойти, найти
Наконец, он мне говорит: «Зинуш, ты знаешь, у меня на
— То есть тогда ещё не думала, что это вот тот всемирно известный Большой зал Филармонии…
— Нет! Филармония — неприлично! У нас не было знакомых девочек, которые ходили туда, не было. Меня бы в школе запрезирали, если бы узнали, что я знакома с девочкой, которая ходит в Филармонию. У нас в классе была девчонка Нора Битнер, ленинградская, они в эвакуации были у нас. Вдруг, эта Нора, возвратившись в Ленинград, пишет мне в Чебоксары письмо, что она живёт замечательно, карточек не отменили и… «каждый день хожу в Филармонию». Я даже никому не рассказала, до чего наша
А тут он мне предлагает два билета в Филармонию. Я подумала: «Что же он… на что же он меня проверяет так, интересно?» «Меня это не интересует!» — сказала я. Он не понял.
— Можно себе представить…
— Комсомольская интонация. Я категорически сказала. Это
Через пару дней он сказал мне: «Зинуш, может ты
— Итак, самое главное качество, которое вы выделили — это нечеловеческое терпение педагога…
— Да, да!
— Вовлечь, а не загнать палкой.
— Не загнать палкой, и не «учить, учить, учить». Вот я сейчас с маленьким правнуком. Понимаю, что надо вовлечь в игру. Он и сожрёт то, что он не любит, и спать он ляжет. Всё, что угодно, только если незаметно. Вот этим владел Борис Вольфович Зон — незаметненько.
— Последний вопрос: мнение актрисы о том, что нужно режиссёру из этой актёрской техники? Вам же с разными режиссёрами приходилось работать… и с гениальными…
— Я поняла вопрос и отвечаю сразу: всё то, что есть у актёра должно быть и у режиссёра.
Как Борис Вольфович кидал сушку для Саши, вот так Товстоногов репетировал. Некоторые моменты сохранились заснятые, как он сидит в зрительном зале, когда идёт репетиция. Нас же всегда увековечивали киношники и телевидение, особенно на «Истории лошади». Я сидела в зале, а они всё снимают сцены, я говорю: «Да вот кого снимайте!» Он за режиссёрским столом и пел, и танцевал со всеми, он проживал вместе со всеми.
Борис Зон (рисунок Леонида Мозгового)
Фрагменты программы первого курса по мастерству актёра профессора Бориса Зона
Упражнение № 10: Игра «Баранья голова»
Ученики сидят на своих обычных местах. Крайний (первый) произносит
Темы для игры: «Ленинград», «Праздник», «Институт», «Огород» и тому подобное.
Пример цепи слов на тему «Ленинград»: «облака», «Нева», «Невский», «асфальт», «гранит», «шпиль», «прокурор», «баранья голова», «улица», «адмирал», «баранья голова», «пешеходы», «институт», «дворец», «мрамор» и так далее.
? ? ?
Упражнение № 27
Даётся задание: переставить с места на место стол, стул и тому подобное. (Выяснение зачем и для чего совершается это действие.)
В каждую минуту своего пребывания на сцене актёр должен ясно представлять, что он делает и зачем. Актёр действует не вообще, а целесообразно и продуктивно, то есть по тем же законам, что и в жизни. Между действием в жизни и действием «если бы…» принципиальной разницы нет.
Вторая отличительная черта фантазии актёров — её активность: на «если бы…» — актёр отвечает действием.
Действие на сцене должно быть непременно. Надо ставить перед собой манящую, волнующую цель.
? ? ?
Серия упражнений-этюдов № 28
А. Ждут приезда
Б. В камине спрятана «мина». Что делать?
Надо осмысленно, целесообразно и продуктивно действовать. Надо ставить себя в такие условия, когда может
? ? ?
Упражнение № 29
Простейшие действия с несуществующими предметами (резал хлеб и обрезался; косил сено — укусила змея; мыл посуду — разбил ценную чашку и тому подобное).
Примечание: Упражнение даётся, чтобы «обжечься» (на «чувстве»). Каждый ученик должен обязательно сделать хотя бы одно такое упражнение. Это зачатки этюдов, первый показ своей работы товарищам.
«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах…» — А. С. Пушкин.
Сценическое чувство возникает, как результат подлинных, логических действий, направленных к одной волнующей цели. Играя Гамлета, следует действовать, как он, совершать его поступки. Они приведут нас к подобию его чувств. («Правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах»!) А, если вы сумеете очень сильно раздразнить свою природу, может возникнуть даже «истина страстей».
? ? ?
Серия упражнений № 33
А. «Рейд по погодам». Надо почувствовать себя во время дождливой погоды, жары (на пляже, на посту и тому подобное), холода и так далее.
Б. Руки мокрые, мыльные, в керосине, жирные и так далее.
В. Идти по разной почве (болото, снег, вода). Идти через ров по бревну.
Г. То же, но с добавлением некоторых «если бы…» (спасаться от погони, догонять
Д. У витрины гастрономического магазина (голоден, нет денег).
Цель
? ? ?
Серия упражнений № 39: «Звери»
А. Массовый этюд: люди постепенно превращаются в зверей.
Б. Каждый представляет себя
В. Каждый представляет себя
Остаться самим собой, но «если бы… я был птицей». Надо понять сущность изображаемой птицы, животного и тому подобное, то есть вообразить их потребности. Зная цель существования, действовать так, как «если бы…» я был этой птицей, животным и так далее (искать пищу, вить гнездо и тому подобное). Быть животным — не имитируя его, добиваться внутреннего сходства. Как это выразится внешне — неизвестно. Это — тайна рождения каждой новой характерной роли у актёра.
? ? ?
Упражнение-этюд № 44: «Сказочное царство»
Все ученики — жители сказочного царства. Каждый —
Стыдливость, волнение, вызывают в актёре мышечное закрепощение. Чтобы бороться с ним надо уметь быстро обнаружить, где произошёл «зажим» и освобождаться от него.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
Борис Вольфович Зон (12.01.1898–10.06.1966). Актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист РСФСР (1934). Учился в Студии при театре имени Комиссаржевской в Москве (педагоги Ф. Ф. Комиссаржевский, В. Г. Сосновский, И. Н. Певцов), с1917-го года актёр этого театра. С 1921-го по 1935-ый года актёр и режиссёр Ленинградского ТЮЗа. Сыграл Барона («На дне» М. Горького) и Баклушина («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского). Постановки: «Похождение Тома Сойера» по М. Твену (1924), «Плоды просвещения» Л. Толстого (1928), «Так было» А. Бруштейн (1929), «Клад» Е. Шварца (1933). С 1936-го по 1945-ый года главный режиссёр Нового ТЮЗа. Постановки: «Музыкантская команда» Д. Дэля (1935), «Борис Годунов» А. Пушкина (1938), «Снежная королева» (1939), «Далёкий край» (1943) Е. Шварца и другие. Работал так же как режиссёр и в других драматических и музыкальных театрах — «Свадьба Фигаро» в Малом оперном театре (1935) и Большом театре (1936), «Хождение по мукам» по А. Толстому в Ленинградском театре имени Ленсовета (1947). Автор инсценировок и пьес. С 1923-го вёл педагогическую работу. С 1940-го года профессор Ленинградского театрального института.