Фестивали

Тексты на будущее — Конкурс рецензий с «Зимнего»

На открытом фестивале независимого кино «Зимний» прошел конкурс кинорецензий. У нескольких десятков молодых авторов появилась возможность попробовать себя в роли профессиональных кинокритиков. Мы публикуем несколько текстов о фильмах основного конкурса. Отбор и минимальное редакторское вмешательство (в основном сокращения) осуществлены нашим автором Наей Гусевой.

«Рядом». Реж. Тамара Дондурей. 2021

Сергей Кулешов, ВГИК

«Рядом». Реж. Тамара Дондурей

Войдя в турбулентность, как в коллективную, так и в персональную, человек осознаёт, что лучше уметь не строить, но разрушать. Срезать стропы, надеясь обрести себя в свободном падении; дробить фундамент, набрасывая в уме контуры будущего жилища. Сепарация от родителей тут пример хрестоматийный, благо сталкиваются с ней все: повезло, если кончится только рутинной сменой жилплощади, чаще же случаются скандалы и хлопанье дверьми. Когда пыль уляжется, станет ясно, что где-то за бунтом и отрицанием все это время маячило желание обрести самость. «Отстроиться».

Кира (Екатерина Ермишина) не успела толком порвать с прошлым, но уже вовсю уповает на будущее. Даже профессию выбрала под стать: трудится проектировщиком, ищет архитектурные решения для эко-Москвы. Встречается с Иваном (Илья Маланин), променявшим карьеру в том же бюро на дрессировку собак-поводырей и помощь слепым людям. Внешнее благополучие пары, правда, становится фасадом для «холодных» страстей: девушка узнает о своей беременности и намеревается сделать аборт, однако ее меланхоличный партнер выражает молчаливый протест. Кира, которой не удалось порвать цепи недопонимания с вольнолюбивой матерью (Ингеборга Дапкунайте), оказывается у разбитого корыта, когда у Ивана внезапно останавливается сердце во время очередной пробежки с собакой. Стоит ли возвращаться в материнскую обитель, где и родительница, и сестра (Марина Маныч) отравляют существование, с оставшимся от бойфренда псом и зреющей где-то внутри маленькой жизнью?

Благополучие миллениала требует, как известно, психотерапевта
«Рядом». Реж. Тамара Дондурей. 2021
Катя Ермишина: «Никто из нас уже ничего не чувствует» Катя Ермишина: «Никто из нас уже ничего не чувствует»

Дебютировавшая с игровым полным метром Тамара Дондурей — отнюдь не новичок в киноиндустрии. Как документалист, она посвятила годы жизни пристальному вглядыванию в чужие судьбы. Погружаясь в них без остатка, как в картине «21 день» (2014), посвященной будням обживших хоспис стариков, или рифмуя их с материей времени, вплетая их в поэтическое пространство города, как в «Новой Москве» (2018). В центре внимания режиссера — воспоминания, их тепловые следы и аберрации, их способность стать координатными сетками на контурных картах человеческих жизней. Автор не проходит мимо «слепых пятен»: в «Новой Москве» Дондурей встречает таксиста, который из раза в раз ездит за город и входит в поворот, некогда не одоленный и ставший причиной ДТП. «Меня уже 30 лет мучает вопрос: что же я сделал неправильно?» — обращается к камере поигрывающий желваками мужчина.

Кира ходит среди руин прошлой жизни, не в силах спроектировать новую

У главной героини «Рядом» нет этих трех десятков лет. Благополучие миллениала — принадлежность к креативному классу, квартира в центре столицы, карьерные перспективы — требует, как известно, психотерапевта. Кире даже воздуха не хватает в кабинете мягкого, но напористого специалиста с лицом Татьяны Друбич. Мать ведь не только из плоти и крови, а еще и из детских обид, из юношеской боли. Не только из похвалы и поддержки, но и из отсутствия оных. Значит, бойкот впору объявлять сразу всему, что прячется за этим словом, даже тому, что делало его первым. Значит и архитектуре, которую родительница преподаёт студентам, а Кира избирает в качестве единственного ориентира? Значит и поэтапному успеху, который, одновременно, и отдалит, и сблизит с матерью? Что же тогда делать, если роковая правда Ивана, предпочитавшего стабильности каршеринг и съемные квартиры, вдруг взяла и восторжествовала?

Сонм вопросов рождает лоскутность сюжета: Дондурей и Антон Яруш выстраивают историю из каскада антитез, встающих перед Кирой в полный рост после смерти Ивана. Вчера она презентовала свой проект в бюро, в окружении коллег; сегодня — приходит на работу в одежде погибшего парня с собакой на поводке. Только что мариновала бойфренда за его желание помочь всем и вся; тут же сама помогает набравшему ее по видеосвязи слепому отыскать на полу пуговицу. Наконец, сперва в тихой злобе игнорирует мать, а затем прижимается к ее коленям, не пуская ту на работу. Кира ходит среди руин прошлой жизни, не в силах спроектировать новую: эпизоды складываются в вереницу из тех голосовых сообщений, которые обычно отправляются друзьям, чтобы поделиться произошедшим за день. Таких, которые Кира шлет занятому Ивану. Которые, по итогу, уже некому адресовать.

«Большие змеи Улли-Кале». Реж. Алексей Федорченко. 2022

Юрий Кунгуров, ВГИК

«Большие змеи Улли-Кале». Реж. Алексей Федорченко

Алексей Федорченко сообщает об обнаружении на Урале утерянных пленок и отправляется на ТВ рассказать о находке. Быстро становится понятно, что нас вовлекли в мистификацию, в то, что принято называть «мокьюментари», фейк-документалистикой (Федорченко, правда, предпочитает придуманный им термин «доксказка»). И мистификация эта уморительная.

Фильм состоит не только из «документальных» эпизодов, но и из девяти новелл, взятых из будто бы существующего дореволюционного фильма: каждая часть, от «Страны Удода» до «Козломобиля», приписана какому-либо режиссеру, но очевидно, что сам «альманах» есть плод фантазии создателей «Змей». Но насколько это все в шутку?

Избегая дидактики, все истории так или иначе говорят о важном и страшном, проговаривают с трагикомической интонацией непроговоренное и наболевшее.

И в другой год эта тема звучала бы остро, как и размышления о колониальной политике вообще
«Большие змеи Улли-Кале». Реж. Алексей Федорченко. 2022

Фильм посвящен теме отношений России и Кавказа. И в другой год эта тема звучала бы остро, как и размышления о колониальной политике вообще, но в 2022-м картина смотрится особенно, и по-особенному страшно. Подлинное, выстраданное тасовано в «Больших змеях» с домыслами и анекдотами. Мы каждый раз сомневаемся — неужели так, неужели взаправду, да быть не может. Увидев, как изображены Пушкин и Гоголь, можно подумать — непохожи намеренно, как не был похож на себя Эйзенштейн в «Болгарии»… Но нет, намеренное запутывание зрителя нужно для того, чтобы он на себе ощутил трагическую абсурдность нашей истории и нашего к ней отношения.

Федорченко изучает этих змей, но не покоряет — иначе, как напоминает финальная сцена, эти змеи покорят тебя

Другая сторона картины открывается в сцене диалога Федорченко с Николаем Колядой в фойе «Коляда-Театра». В титрах театральный режиссер и драматург назван «гоголеведом». И ведь не то чтобы неправда! А как иначе, если не специалистом по Гоголю, назвать постановщика самобытных спектаклей по «Ревизору», «Сорочинской ярмарке», «Женитьбе», «Тарасе Бульбе» и другим произведениям классика. Федорченко и Коляда ведут разговор о традиции изображения Гоголя в черной одежде — мы привыкли видеть его таким, устоялась иконография образа, и когда видим его на экране иным, то это кажется несоответствием. Вот только несовпадение происходит не с подлинным Гоголем, а с культурным штампом, с Гоголем из нашей головы. Так же и фильм не совпадает с клише, как принято показывать чужую культуру, поэтому долго не укладывается в голове.

Исполинским размерам змей в Улли-Кале подобно величие любой национальной культуры, а кавказской — в особенности. Величественное, грандиозное тут видится во всем, будь то природа, нравы, искусство, в том числе искусство мести, описанное в новелле «Кровная месть». Федорченко изучает этих змей, но не покоряет — иначе, как напоминает финальная сцена, эти змеи покорят тебя.

«Айта». Реж. Степан Бурнашев. 2022

Вера Толстая, ГИТИС

«Айта». Реж. Степан Бурнашев

Следователя Николая Сирдитова вызывают среди ночи и кромешного ливня на службу. Произошло ЧП. Школьница Айта находится в тяжелом состоянии — попытка суицида через повешение. Громкое дело для маленького поселения. Мама Айты винит в случившемся себя и отдает следователю предсмертную записку: «Афоня, я тебя ненавижу!»

Афоня — коллега Сирдитова, который до этого виделся обычным второстепенным персонажем — весельчаком, обязанным по законам жанра разбавлять гнетущую атмосферу шуточками. Но не в этом фильме. Благодаря игре Андрея Фомина в этой роли сомнения закрадутся и у зрителя. Убедителен разгневанный отец девочки Айаал в исполнении Георгия Бессонова. Он готов самостоятельно покарать того, кто причинил столько боли его обожаемой Айте, и не скрывает этого от полицейских. Хотя он действует против главного героя, мы не можем назвать его антагонистом в этой истории. Он очевидно не «злодей», как и все, кого мы видим на экране. По-своему правы все.

Здесь нет противостояния человека и системы, которое обычно используется в историях о несправедливом обвинении
«Айта». Реж. Степан Бурнашев. 2022
Степан Бурнашёв: «Мы снимаем о себе, а значит, не можем врать» Степан Бурнашёв: «Мы снимаем о себе, а значит, не можем врать»

В итоге, зритель разделяет чувства Сирдитова: с одной стороны, обвиняется его коллега, даже друг, за которым никогда подобного не водилось, но, с другой стороны, чем больше Николай вникает в ситуацию, тем больше в него закрадывается сомнений. Следователь находится в тяжелом положении, он сражается не столько с внешними факторами, сколько с самим собой.

Здесь нет противостояния человека и системы, которое обычно используется в историях о несправедливом обвинении, здесь взят конфликт страшнее — человек против человека. Фильм заостряет простые, но от того требующие особой чуткости в передаче идеи о хрупкости человеческой жизни, о противостоянии толпе, о поиске зерна правды среди морока лжи. В короткий срок поменялась жизнь не только Афанасия, но и всех тех, кто так или иначе был замешан в этом деле. И даже по глазам героев мы видим, насколько дорого им обошлись эти два дня, которые они вряд ли смогут забыть.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: