Памяти Александра Житинского
В 2022-м году Дмитрий Быков внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. По требованиям российского законодательства мы должны ставить читателя об этом в известность.
Александр Житинский. Фото: semas
Писать об Александре Житинском мне очень трудно, потому что он был — и останется — моим любимым писателем, лучшим человеком, которого я знал, и огромной частью моей собственной жизни. Его друг и ровесник Валерий Попов — чья проза, пожалуй, значит для меня не меньше, — однажды, в обычной своей рассеянности (то есть в сосредоточенности на себе и своём), заметил:
— Самое ужасное… и самое прекрасное… заключается в том, что никому ничего не объяснишь.
Вот и феномен Житинского в том, что все слова о его прозе и личности — а они спаяны тесно, он всю жизнь писал о себе и жил в соответствии с декларируемым, — мимо. Блок в двадцатом году, составляя свод ранней своей лирики, признавался в дневниках, что половины уже не понимает. Житинский, как все люди его поколения, умевшие думать, смотреть по сторонам и меняться, — прожил не одну, а несколько жизней, и в каждой из них действовал и писал
Я с радостью стал бы героем,
Сжимая в руке копьецо.
Светилось бы там, перед строем,
Моё волевое лицо.
Раскат офицерской команды
Ловлю я во сне наугад,
Пока воспалённые гланды,
Как яблоки, в горле горят.Я стал бы героем сражений
И умер бы в чёрной броне,
Когда бы иных поражений
Награда не выпала мне,
Когда бы настойчивый шёпот
Уверенно мне не шептал,
Что тихий душевный мой опыт
Важней, чем сгоревший металл.Дороже крупица печали,
Солёный кристаллик вины.
А сколько бы там ни кричали —
Лишь верные звуки слышны.
Ведь правда не в том, чтобы с криком
Вести к потрясенью основ,
А только в сомненье великом
По поводу собственных слов.
Отчётливо помню, как году в восемьдесят девятом — я ещё в армии, пришёл к нему в одно из увольнений, — Житинский обычным своим
Что до главных черт — я думаю, самое значительное было в нём то, что он был от рождения, органически, фантастически талантлив, что ему дано было главное в прозе (так считал Горенштейн, а он уж понимал) — врождённое чувство ритма. Его фраза изящна, отчётлива, музыкальна, за её кажущейся нейтральностью — неповторимое своеобразие личного почерка, потому что сложить слова так точно, в такой единственной и лаконичной последовательности не смог бы никто другой. Он знал, любил, понимал музыку, его дети и внуки — музыканты, исполнители собственных его неосуществлённых желаний. Поэтическая школа — а стихи он писал до середины семидесятых — его всегда выручала: у Житинского нет ни малейшей неряшливости, избыточности, сам по себе его стиль — урок уважения к тексту и читателю. Но и эти его заслуги второстепенны на фоне такого же естественного природного дара легко фантазировать, фонтанировать, изобретать увлекательные и вместительные фабулы, точнейшие — и всегда непредумышленные — метафоры эпохи. Лестница, по которой нельзя спуститься, потому что в доме буквально «нет выхода», — как это просто, но и страшно, и увлекательно! Дом, который перелетел с места на место, пока его жилец, архитектор Демилле, убежал на свидание с любовницей, — какой богатый старт для роскошного, ветвящегося сюжета, в который вместилась вся позднесоветская и постсоветская история! Счастливый — или трагический — дар переигрывать любую ситуацию и всякий раз улучшать её, непредсказуемо проигрывая при этом: кто из нас не воображал такие «часы с вариантами» — и не гадал о том, в чём проиграл бы при повторе? Житинский, птица певчая, неистощимый фантазёр, с почти недостоверной лёгкостью выдувавший свои мыльные пузыри: планета, населённая разумными овощами, причём огурцы всегда инженеры, а помидоры всегда поэты. Конец света широко объявлен, торжественно отпразднован,
Воздухоплавателями Житинский называл не мечтателей и уж подавно не романтиков, прости Господи (романтический максимализм вообще был ему противен), а именно людей, способных сосредоточиться на непрагматическом. Он любил сетевые структуры, самоорганизацию, независимость от пирамид и вертикалей, — сначала ему такая структура померещилась в русском роке, потом в интернете, и оба раза он, кажется, не ошибся, — и ему нравились самоучки, осваивавшие сетературу или гитару. Он сам,
Об этом романе надо писать много и серьёзно, он прочно входит в число моих любимейших, ежегодно перечитываемых книг, и в каждом новом возрасте я нахожу в нём новое, но главная, сюжетообразующая метафора дома сегодня понятна как никогда. Если страна перестанет восприниматься как дом, она развалится; «Потерянный дом» — это то, что случилось со всеми нами. Теперь, как Демилле, мы живём в собственном доме, не узнавая его. Со времён «Лестницы» Житинский настаивал, что выход — только через крышу. Помню, как поразили меня в восемьдесят шестом году, чуть не при первой встрече, слова Житинского: хотят они или нет, а всё упрётся в вопрос о Боге. Мне тогда казалось, что никакого религиозного возрождения в России быть не может (собственно говоря, его и не случилось — победила пещера, суеверие, оккультизм либо государственный суррогат, вера в царя и Отечество), но Житинский настаивал: главное — не политика и не власть, главное — поймут ли, что без Бога ничего не получается. Смешно делать из Житинского истового христианина — он был нормальный праведник,
Нежность, одиночество, тоска по правде, а не по правоте, нежелание доминировать, желание понимать и договариваться, абсолютная сила духа, не позволяющая ни отступать, ни жаловаться, — вот черты его личности и прозы, которые воспитали несколько поколений и, Бог даст, этим поколениям передались. Истинный масштаб его будет открываться ещё долго. Единственное, чем можем мы ему достойно ответить, — это попытка хоть
Ну, нужна или не нужна, а привёл, не уходить же.
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко