«…что нам фон Триер! — и чпок!»
— Ваш фильм «Жить» начинается с эпиграфа из Бориса Рыжего.
— А Вы знаете, что Борис Рыжий
— На митинги?
— Конечно. Потому что я считаю, что эта власть себя исчерпала. Естественно, она должна либо видоизмениться, либо как там говорилось — был один такой лозунг креативный: «Кабаева, забери старика домой!» Но эти люди, как сказала Римма Маркова, не связывают будущее своё и своих детей с этой страной. Они никогда не будут работать на благо этой страны. Хотя и очень многие оппозиционеры так же не связывают своё будущее с этой страной…
— «Профессиональные оппозиционеры» — вы сказали это без иронии, без сарказма?
— Яшин — профессиональный оппозиционер, но он очень грамотный, умный человек, и он будет всегда против. Вот Егор Летов тоже, честно сказать, был профессиональным оппозиционером.
— Потому что у него
Василий Сигарев
— Вернёмся к Рыжему. Этот эпиграф у вас сразу появился, когда вы начали писать сценарий?
— Да, да. Я прямо начал с него писать сценарий, и сперва писал жанровую историю. Я много раз посещал его могилу, её очень сложно найти, потому что нет никакого памятника. Иногда я искал её часами: ходил кругами в дождь, в слякоть, искал, искал, искал…
— Сейчас про него и фильм сняли, и спектакль на его стихи поставили в театре Фоменко…
— Я спектакля не видел, а фильм смотрел. Кстати, его сняла голландка.
— Да, снова совпадение.
— Фильм так себе. Нет, он мне, конечно, понравился, но про такого человека должно быть
— Какое ваше любимое стихотворение Рыжего?
— У меня нет любимых — очень много любимых. От настроения зависит. Иногда я могу прочитать такое:
Нагой, но в кепке восьмигранной,
Переступая через нас,
Со знаком качества на члене
Бежит купаться дядя Стас.Пред водоёмом кепку вскинул,
Махнул седеющей рукой:
«Айда купаться, недотёпы!»,
И оп! — о сваю головой.Он был водителем КАМАЗа.
Жена, обмякшая от слёз.
И вот: хоронят дядю Стаса
Под вой сигналов, скрип колёс.
Это из цикла «Маленькие трагедии».
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
— Ваш фильм, как и это стихотворение, тоже можно отнести к «Маленьким трагедиям».
— Не это главное. Не стихотворение толкнуло меня на то, чтобы делать фильм. Я никому не говорил об этом. Однажды я ехал домой в такси, а мне звонят и говорят: «Максим погиб». Это мой племянник. Ему было пять лет. Я не поверил и сразу же сказал водителю: поехали в город Верхняя Салда. Мы приезжаем, а там похороны: гроб с мальчиком уже вынесли на улицу, и тут я увидел, что у него изо рта идёт пар. С одной стороны, я понимал, что это обычное физическое явление: его вынесли из тепла, из квартиры, где он лежал, на двадцатиградусный мороз, но с другой стороны, я смотрел на него и думал: он дышит. Но никто этого не замечает. Всё, что вокруг происходит, для меня стало неважно. Мы приехали в церковь, и батюшка заревел, когда стал его отпевать. Понимаете, батюшка усомнился! У него запотели очки, он стал протирать очки, и у него полились слёзы. И потом он встал и сказал: «Извините, я первый раз такого отрока отпеваю». В такие моменты ты понимаешь, зачем, ради чего нужно делать искусство. Такое нечасто удаётся увидеть и почувствовать, даже в кино.
— Вы сказали, что сначала писали жанровый сценарий…
— Сперва я хотел написать историю про Апокалипсис. А потом мне Борисевич говорит: фон Триер подаёт заявку об Апокалипсисе. Я говорю: «Ну и что, что нам фон Триер!» — и чпок! — пишу сценарий и понимаю, что фильм должен быть совсем о другом. Ведь что такое Апокалипсис? Если честно, нам каждому в отдельности насрать, что произойдёт с миром. Но у нас есть близкие люди. Вот если их разлучить с нами или всех убить одновременно, то это и будет настоящий пиздец, маленький Апокалипсис. И это случается ежедневно, просто мы об этом не знаем.
— Я как раз подумал о том, что «Жить» сильно отличается от «Волчка»: если первый ваш фильм был, несмотря ни на что, сильно привязан к настоящему, к «здесь и сейчас», то в этом вы уходите от реализма в метафизику и рассказываете
— Я вообще не хотел никакой социум иметь в виду, потому что, честно сказать, меня социум этот уже заебал… Пройдя через все эти смерти, которые мне довелось увидеть, я понял, что дело не в социуме — дело в конкретном человеке. И поэтому мне было до лампочки: что за страна, что за города, кто эти герои… Для меня было важно драматургически простроить историю людей, которые потеряли
— Слово «Жить», которое вынесено в заглавие и которое появляется крупными буквами в финале,
— А куда
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
— К этому приходит героиня Яны Трояновой. Почему другая героиня фильма выбирает смерть?
— Я не нашёл сил жить за эту героиню. Я живу за всех своих героев и тут я не нашёл сил. Её жизнь растоптали. Вокруг неё собирается очень много людей, которые не дают ей спокойно пережить горе, они её провоцируют на это решение. Социум укрупняет твоё горе. Так человек хочет остаться один, а его раз! — и начинают: «А как у тебя там чё, дети умерли, да?» — дербанят его, дербанят и раздербанивают до того, что у него не остается другого выбора, кроме как покончить с собой. У меня есть фотографии с похорон моего отца, и на одной из них рядом с гробом стоит
— Не боитесь, что вас в очередной раз будут обвинять в «чернухе», как это уже было с «Волчком»? Чем вы на это отвечаете?
— Я вообще никак на это не отвечаю. Потому что я всё делал честно. Хотел ли я, чтобы
— А вы читали историю про нижегородского краеведа, который изучал некрополи и много лет выкапывал трупы, делал из них куклы, вкладывал внутрь тел музыкальные шкатулки?
— А какое отношение это имеет к нашему разговору?
— Нет, извините, совершенно никакого.
— Я был на выставке в Кёльне. Чувак делает из трупов всякие скульптуры. Меня это не задело. Там всё
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
— Мне очень запомнилась фраза, которую говорит героиня Яны Трояновой, когда та пристаёт к батюшке: «Зачем любить, если всё равно заберут?» Я подумал, что свои самые важные вопросы вы вложили в ее реплики.
— Мне показалось, что в истории про Гришку и про женщину с детьми много личного, волнующего. Но третью историю про мать и мальчика вы как будто рассказываете более сдержанно, пунктиром.
— С этой истории, с моего страха, что мама умрёт, всё началось. Я думаю, каждый этого боится в детстве.
— И не только в детстве.
— Но самое страшное — в детстве. Я пытался сделать эту историю на этом моём страхе смерти — либо папы, либо мамы. И она у меня никак не склеивалась, потому что я многого не знал и только потом, пожив… С моё поживите, и пиздец я вам скажу. Прихожу я к родственникам племянника, а они: «Дай денег на похороны». Я дал им денег. Видел, что они хоронят своего единственного внука и сына, но при этом ничего не понимают. И я, честно сказать, отношусь к этим людям очень отрицательно, я им готов разбить ебальники.
— Спасибо вам.
— Мы можем ещё поговорить.
— Вы не замёрзли?
— Я — нет. Ты уже задавай вопросы без списка. Ты меня сейчас вот спрашивал,
— Снимали там?
— Нет… Я боюсь в этом городе находиться, это
— А в детстве как было?
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
— То есть, вы не разочаровались в протестном движении? Я заметил, что многие
— Я думаю, что Таисия Осипова будет сидеть не больше года. Потому что многое изменилось. И мы ещё будем бороться. Мы делаем
— Да, разумеется.
— Мы приехали снимать сцену, и она мне говорит: «Я не могу больше». Мы там так выложились, что уже на ногах не могли стоять. Она говорит: «Я не могу больше сниматься в этом кино». У нас уже не хватало сил довести это кино до конца. Это было прямо такое
— Теперь, когда вы сняли этот фильм, у вас есть ответ на вопрос, как жить дальше?
— А у тебя есть ответ на этот вопрос?
— Нет. Не знаю, у кого есть.
— И у меня нету. Я просто сказал «жить», но не знаю «как». В этом фильме я не показываю, как нужно жить, это невозможно показать. Кто мы такие, чтобы говорить «живите вот так». Самое главное — никого не винить. Не винить в том, что «наша жизнь
— Ну, что, может, уйдём внутрь?
— Пойдём. Выпьем.
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко