Фестивали

Зеркало-2015: «Суд» Чайтаньи Тамхане


«Суд» — это риск. Первая работа режиссера и сценариста, которому на момент начала съемок исполнилось всего 25 лет. Первая продюсерская работа (друг режиссера, актер Вивек Гомбер вложил в фильм все свои деньги). Кроме того, в кадре — преимущественно непрофессиональные актеры. Делали картину три года. На четырех языках, что автоматически обеспечивает проблемы с национальным прокатным удостоверением. У создателей фильма, по сути, не было ни одной объективной причины надеяться на успех, фестивали отказывали один за другим, до тех пор, пока фильм не заметили в Венеции (там картина победила в конкурсе «Горизонты» и получила приз за лучший дебют). Спустя год «Суд» — официально лучший индийский фильм на родине и за рубежом, настолько успешный, что его создателям впору заводить отдельную комнату для фестивальных наград.

«Суд» — это высказывание. Индийское кино без звезд и танцев, зато с песней. По иронии именно она становится предметом судебного разбирательства в мумбайском суде нижней инстанции. Престарелый народный певец обвиняется в доведении до самоубийства ассенизатора из трущоб. Стройная аргументация обвинения восхищает: именно после выступления первого второй задохнулся в канализации. Причина преследования, конечно, кроется не в трагической судьбе уборщика нечистот, а в политической неблагонадежности артиста. За частным случаем произвола во весь свой рост встает дикость, безнадежная устарелость и непрозрачность всей судебной системы. Впрочем, не только индийской — аналогий, по крайней мере, с российскими реалиями оказывается подозрительно много.

Суд. Реж. Чайтанья Тамхане. 2014

«Суд» — это пример уважения. Тамхане создает диковинный мир индийского общества с помощью собирательных образов: вот типичный адвокат из мира английских университетов и мумбайских молов; вот типичный обвинитель, зрелая женщина, целиком занятая вопросами, что приготовить на ужин и во сколько обходится семейному бюджету заморское оливковое масло; вот типичный судья, скучающий на работе обыватель, ждущий отпуска; вот старый идейный оппозиционер, уже давно потерявший связь с реальностью. Каждый из них искренне интересен режиссеру. Он наблюдает за ними не с позиции обличителя, а с позиции молчаливого терпеливого наблюдателя, давая героям достаточно экранного времени для саморазоблачения. Авторской иронии и сарказма хватает, чтобы «Суд» был, действительно, остроумной комедией, серьезности, чтобы она не превращалась в цирк, и любви, чтобы после просмотра срочно захотелось зажечь сандаловую палочку и взять билеты до Мумбаи.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: