Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
Сегодня мы поздравляем с днем рождения Анатолия Михайловича Загулина, одного из важнейших людей для нескольких поколений ленинградских и петербургских киноведов. Всю жизнь он систематизирует исследования по кино, собирает материалы об отечественном кинопроцессе и работает над картотекой, без которой трудно представить себе проект «Чапаев» и многие наши книги.
Евгений Марголит
аспирант ЛГИТМиКа (1973-76)
Когда я пришел в Институт, у сектора уже не было прав заказывать фильмы в Госфильмофонде. Его отменили за год до моего появления. Фильмы брали теперь только из Ленгоркинопроката. Так что я по десять раз смотрел Довженко (кроме «Ивана», которого у них в фонде почему-то не было). Сидел в зале один-одинешенек и смотрел для диссертации. Самое сильное воспоминание — «Взгляните на лицо» и «Город в осаде» Павла Когана. Он сам у нас показывал их студентам мастерской своей в ЛГИТМиКе. Почему-то продюсер Эли Ландау — толстый еврей, пальцы в перстнях — показывал у нас «Разносчик льда грядет»1 (кажется, телефильм на три с половиной часа). Году в 75-м. Консульства сами проявляли инициативу и предоставляли Институту фильмы для демонстрации на языке оригинала. Как-то с Женей Прицкером2 смотрели «Ты и я» Ларисы Шепитько, и нам не понравилось еще тогда.
Запомнил в начале девяностых уже просмотр «Острова мертвых» − Олег Ковалов демонстрировал на какой-то конференции, кажется, в нашем зале. Предыдущий его фильм «Сады скорпиона» я решительно не понял, до головной боли, о чем автору и признался, а он обиделся. А тут я в восторге был откровенном, очень мне эта работа Олега нравится по сей день — и эмоции не скрывал. За что Ковалов меня простил.
1 «Продавец льда грядёт» (1973) — реж. Джон Франкенхаймер.
2 Евгений Давидович Прицкер (1944-2017) — сценарист, редактор.
Александр Поздняков
аспирант ЛГИТМиКа (1970-е)
Это было в другой жизни… Сектор кино, две комнаты, тесно заставленные каталожными ящиками, столы, выстланные дерматином с подрывами по углам. Шкафы с пыльными папками, рукописями, фотографиями. В окнах виднелась Монферранова базилика с гранитными колоннами. К двум комнатам примыкал просмотровый зал, где аспиранты смотрели кино, обсуждали работы киноведов.
Перед экраном покоился длинный стол, крытый зеленым сукном, за которым собирался цвет ленинградского киноведения: Стэлла Гуревич, Изольда Сэпман, Нина Вольман, Лев Шварц, Вера Кузнецова, Марина Жежеленко, Роза Копылова, Яков Иоскевич, Леня Муратов, Нина Горницкая — глава сектора.
Мне не хватает этой уютной атмосферы сектора
Обсуждали статьи, монографии, премьеры в Доме кино и много чего еще! Сколько было выпито за этим столом… Защиты диссертаций, юбилеи, праздники. После бокала вина киноведческий лексикон уступал место непринужденным беседам о кино, о жизни.
Анатолий Загулин. Человек из кинокабинета
Хранителем кинозала был Толя Загулин. Молодой, неизменно доброжелательный, готовый всегда прийти на помощь. Его знаниям истории кино мог позавидовать иной маститый киновед. Память у него компьютерная, хотя этих пластмассовых стеклянно-железных ящиков еще не было в нашей жизни. Позднее я направлял Анатолию своих студентов, практикантов «Ленфильма» (что-то выписать, полистать) и они восхищались талантом и эрудицией «киномеханика» с Исаакиевской.
Когда-то сюда, в Загулинский зал, набивались десятки людей посмотреть кино, просачивались на «закрытые» показы. Мне не хватает этой уютной атмосферы сектора, Толиного энтузиазма, жизнелюбия, стрекота его проектора…
Светлана Мишеева
аспирантка ЛГИТМиКа (1970-75)
Мой курс пришел в ЛГИТМиК в 1970 году. Театроведы и экономисты учились в двух зданиях — на Моховой, 35, и на Исаакиевской пл., 5. Конечно, нам больше нравилось на площади. Во-первых, потрясающей красоты дорога к институту, во-вторых, само здание вызывало желание рассмотреть его получше.
Во время перемен все курсы собирались на лестнице возле лифта. Старшие опекали младших, рассказывали об Институте. Иногда мимо нас проходил молодой человек, который носил коробки с кинопленками.
И однажды мы сверху услышали странные звуки, отправились туда на разведку и попали в небольшой кинозал. С той поры свободное время мы старались проводить там. Заведовал этим богатством Толя Загулин. Сначала он сердился, а потом только предупреждал: «Тише!»
Он всегда помогал всем, кто в той или иной степени занимался кино
Научные сотрудники Института были здесь не каждый день. Но всегда были на месте сотрудники библиотеки и Толя. Когда мы познакомились ближе, Толя рассказывал нам об истории здания, Института, наших учителях, ведь он учился у них до нас.
Со временем отношения стали дружескими. Толя брал шефство над теми, кто интересовался кино, рассказывал, показывал печатные материалы, давал пользоваться картотекой. Нужно добавить, что даже в Публичной библиотеке картотека по истории кино была не такой полной. Толя не только создавал картотеку, расписывая периодику, но и хранил вырезки из прессы.
«Хранитель кинокабинета»: К 75-летию Анатолия Загулина
Прошли годы, в телевизионных программах стали печатать краткие данные о транслируемых фильмах, и к Толе выстраивалась очередь из редакторов программок. И он их снабжал всеми выходными данными о том или ином фильме.
Толя — один из самых дружелюбных людей, которых я знаю. Он всегда помогал всем, кто в той или иной степени занимался кино. Подсказывал, находил материалы. Я, Сережа Добротворский и многие другие прибегали к его помощи, пользовались его подсказками в поисках материалов.
Анатолий Загулин
Сектор кино не мог существовать без собственного кинозала. Директор ЛГИТМиКа Георгий Бердников3 и заведующая кинокабинетом Ирина Садовская сумели преодолеть технические препятствия по подготовке помещения в историческом здании. В начале 1960-х гг. специально построенная киноаппаратная и оборудованный кинозал были приняты межведомственной комиссией и пожарной инспекцией к эксплуатации. По распоряжению Министерства культуры фильмы для сектора кино выдавались Ленкинопрокатом бесплатно — платили только за доставку. Показы проходили для сотрудников сектора и Института. Несколько лет и Госфильмофонд предоставлял кинокартины по заказу сотрудников сектора кино. Из Госфильмофонда фильмы приходили по почте.
В кинозале Института проходили встречи и обсуждения фильмов с участием Ильи Авербаха, Владислава Виноградова, Алексея Германа, Павла Когана, Виталия Мельникова, Герца Франка, Андрея Хржановского и др. Демонстрация и обсуждение фильма «Операция „С Новым годом“» («Проверка на дорогах», 1971) проходили здесь после того как фильм был «закрыт». Позже уже появился Александр Сокуров. Сектор его тогда «пригрел».
1980-х гг. Институт произвел замену старого кинооборудования кинозала (киноустановки КПТ-1) на более современное (киноустановку «Мир»). Новые проекторы проработали менее десяти лет; фильмы на кинопленке стали недоступны для сектора. Наступила эра компьютеризации. В 1990-х гг. исправную киноустановку демонтировали и отправили на металлолом.
3 Георгий Петрович Бердников (1915–1996) — литературовед, педагог, редактор. Директор НИИ театра, музыки и кинематографии (1959–1961), ректор ЛГИТМиК (1962–1963).
Материал подготовила Виктория Сафронова.
Читайте также
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Голос Ирины Рубановой
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева