«Порядок слов» — «Сеансу» отвечают
Что такое «Порядок слов»? Есть разные версии, но в главном они сходятся.
Ирина Кравцова
Главный редактор «Издательства Ивана Лимбаха»
«Порядок слов» — это место встречи с авторами, переводчиками, режиссерами, киноведами. Мне кажется, что если бы там стулья были поудобнее, люди бы вообще не уходили, сидели бы и ждали следующей лекции, кинопоказа или презентации, листали бы журналы и книги, спорили о чем-то, общались. Может, потому стулья и не меняют — боятся, что публика не разойдется.
Чем-то «Порядок слов» похож на каморку папы Карло — в нем трудится одушевляющий невидимый плотник, и там точно где-то есть волшебная дверца за нарисованным очагом.
Лев Лурье
Историк, писатель, журналист
В Петербурге ощущается огромный дефицит магазинов подобного типа. «Порядок слов» появился, потому что он всем был нужен. Что меня лично связывает с «Порядком слов»? Там проходят презентации моих книг, там продаются мои книги, там я встречаюсь со своими читателями. Еще я покупатель в этом магазине, частенько туда захаживаю за новыми книгами. Также я встречаю там людей исключительно приятных и социально близких, даже если не знакомых. Но и знакомых тоже очень много.
Мне кажется важным, что «Порядок слов» предоставляет площадку для интеллектуалов, где они могут встретиться со своей публикой, рассказать что-то важное, ответить на вопросы. Те же возможности «Порядок слов» предоставляет и публике — питерские интеллигенты могут бесплатно посещать кинопоказы, лекции, семинары.
После того как закрылся книжный магазин в полуподвале филологического факультета, после полной смены курса «Дома книги» и «Буквоеда» в сторону массовой литературы осталось очень мало мест, где можно купить книжку таких издательств, как «НЛО» или «Ивана Лимбаха».
Огромное значение имеют культурологические, филологические, искусствоведческие и философские отделы «Порядка слов».
«Порядок слов» — это необыкновенно симпатичное место. Важно, что у «Порядка слов» появляются подражатели. Костя Шавловский — настоящий культуртрегер, поэтому я смотрю на него как на товарища по войне.
Виктор Зацепин
Киновед, главный редактор издательства Rosebud Publishing
Этот проект чрезвычайно важен для города — в отличие от вузов, он не дистанцирован от горожан самых разных профессий и возрастов и является по-настоящему открытой образовательной площадкой — живой, разнообразной и не кулуарной.
Для небольших издательств «Порядок слов» — это возможность рассказать о своей книге в нужный момент, в формате лекции (или кинопоказа) и с интересными профессиональными содокладчиками.
Станислав Львовский
Поэт, переводчик
В жизни всякому человеку иногда встречаются люди, о которых думаешь: нет, ну вот откуда они такие берутся? В том смысле, что наша Россия, известное дело, печальна, не энергична и, вообще, по полгода лежит в депрессии. И сами мы такие, а куда деваться?
Но вот встречается такой человек, его фамилия Шавловский, — и уже получается, что нет, рассуждение не без изъяна. Потому что можно, оказывается, издавать лучший в стране журнал про кино; владеть и управлять одним из лучших независимых книжных в стране; заниматься делами фонда «Антон тут рядом»; писать стихи самому, а еще учредить важную поэтическую премию и издавать книжную серию. «Порядок слов» — не просто независимый книжный (чего было бы уже более чем достаточно), но литературная и лекционная площадка. А новая Премия Аркадия Драгомощенко — не просто институция, структурирующая литературное пространство, но в довольно большой степени и коммуникационная среда для разных людей, почему-то еще занятых написанием стихов. Это важно, потому что поэзия — она, конечно, дело совершенно безнадежное, надо представлять себе, что ты не один занят глупостями.
Михаил Ямпольский
Философ, культуролог
«Порядок слов» — это не просто книжный магазин. Я считаю, что Костя и его соратники создали культурную микросреду.
На самом деле, вне среды культура не существует. Она живет и развивается в результате интенсивных обменов. Взять хотя бы Музей кино в Москве, который воспитал целое поколение кинематографистов. Музей был интересен не только своими коллекциями и программами, но и тем, что там была возможность общения и люди вырабатывали какой-то общий культурный дискурс.
Книга вообще предназначена для одинокого потребления у себя дома, под лампой, в кресле — это понятно. Но то, что делается в «Порядке слов» очень важно, потому что книги попадают в гораздо более широкий контекст. Я выступал там много раз, и происходит все так: ты выступаешь, рассказываешь, потом люди задают тебе вопросы, и ты сам можешь задать им вопрос, затем люди перетекают в другую комнату — книжный магазин, где они покупают твою книгу, другие книги, листают, обмениваются, читают. «Порядок слов» — это интеграция разных культурных компонентов в единую систему обмена.
Из всего, что происходит в «Порядке слов», мне особенно дорога придуманная и учрежденная здесь поэтическая премия Аркадия Драгомощенко. Мы дружили с Аркадием, я очень высоко ценю его поэзию, недавно написал о нем книжку, которую издали все те же «Порядок слов» и «Сеанс».
Премии бывают разные: те, что нужны для коммерции (ввести в обиход новое имя, повысить продажи), те, что нужны для статуса, те, что нужны для тусовки и банкета. А есть премии, которые связаны с поддержкой определенных направлений в искусстве. Ведь не для всей поэзии учреждена эта премия, а для экспериментальной новой поэзии. Это поэзия молодая, лауреаты премии Драгомощенко моложе 27 лет. Это люди, которые пытаются нащупать новый поэтический язык. Уйти от той поэтической традиции, которая царила в России начиная с Жуковского, Пушкина и кончая Бродским. Эту поэзию трудно охарактеризовать, она уходит от поэтической предсказуемости, от того, что делает поэзию отчасти невыносимой — от ее вписанности в определенные ритмические, метрические, интонационные каноны, которые постоянно воспроизводятся и делают стихи легко читаемыми и предсказуемыми заранее. А тут — попытка выйти за такую логику стиха. Конечно, эта премия неслучайно носит имя Драгомощенко, влияние которого на молодую поэзию только возрастает. Это человек, которому мы обязаны формой поэтического языка и поэтического мышления. Почти все молодые поэты, которые так или иначе соотносятся с этой премией, испытали сильное влияние Аркадия.
Я считаю, что существование малых издательств и малых магазинов — это очень органичная сфера для существования поэзии. Такие книжки не должны попадать в большие книжные сети, потому что они все равно там утонут. А альтернативная культурная среда меньше по размерам и лучше всего приспособлена для такой вещи, как современная поэзия, которая вообще-то нелегко воспринимается неподготовленной аудиторией.
Александр Скидан
Поэт, критик, переводчик
С момента своего возникновения «Порядок слов» стал точкой притяжения интеллектуальной жизни Петербурга. Этой точки притяжения нашему городу явно не хватало. Петербург с многомиллионным населением почему-то на протяжении девяностых не смог выработать каких-то институциональных пространств для осуществления стратегической культурной политики — а острая нехватка была именно в этом. «Порядок слов», мне кажется, восполняет эту нехватку и делает это замечательно. Причем таким веерным развертыванием сразу нескольких направлений: и книжный магазин, и клуб, и маленький образовательный центр. И еще один веер направлений: кино, поэзия, литература, искусство, философия, политика, социология.
Отчасти с «Порядком слов» в настоящий момент сравним только культурный центр Андрея Белого, хотя центр Андрея Белого — это больше литературная институция, а «Порядок слов» имеет широкий гуманитарный спектр. Пушкинская, 10 тоже приходит на ум, но она сильно постарела и уже с конца девяностых начала терять свой революционный драйв.
Мы испытывали страшную нехватку именно сфокусированной точечной политики в отношении современной поэзии. Поэтому я с удовольствием включился в поэтическую серию «Новые стихи» и как редактор, и как составитель, принимал участие в книжке Майка Палмера, которая вышла с моими переводами и переводами Аркадия Драгомощенко. Я думаю, что эта серия стала главным поэтическим событием в издательском мире. За прошедший год вышло четыре книги, можно отдельно упомянуть очень важную книгу Михаила Ямпольского, посвященную поэтике и философии Аркадия Драгомощенко.
Благодаря Косте Шавловскому и «Порядку слов» два года назад появилась поэтическая премия имени Аркадия Драгомощенко, в которой мемориальный контекст, память об Аркадии очень органично соединяется с конкурсом экспериментальной поэзии.
Замечательно, что инициатива создания премии исходила от молодых поэтов, для которых неожиданным образом после смерти Аркадия именно его линия, довольно сложная философски и культурно нагруженная, оказалась важной альтернативой традиционному доминирующему стихопроизводству.
Артемий Магун
Декан факультета политических наук и социологии Европейского университета
Декан факультета политических наук и социологии Европейского университета
Конечно, есть «Борей», Пушкинская, 10, «ГЭЗ-21», но положительное отличие «Порядка слов» в том, что здесь гораздо меньше стихийности и больше организованности. Здорово, что благодаря подвижнической деятельности сотрудников «Порядка слов», а также людей «Сеанса» и вокруг «Сеанса» эта площадка функционирует.
У нас в Европейском университете есть свое издательство, которое уже не первый год успешно продает свои книги в «Порядке слов». Такие независимые книжные магазины были и раньше, но их очень не хватало. Петербург, к сожалению, всегда отставал от Москвы. Но с появлением «Порядка слов» ситуация изменилась.
Я состою в попечительском совете Премии имени Аркадия Драгомощенко. Эта премия, как и «Порядок слов», свидетельствует о том, что в Петербурге есть активная культурная и общественная жизнь.
Николай Кононов
Поэт, издатель
«Порядок слов» — это своеобразный «внецензурный» клуб, где можно посмотреть на интересных пишущих и внятно говорящих людей, не связанных «кружковыми» обязательствами перед всякими гуру. И эта политика жанра «чистой речи» представляется мне беспроигрышной. Это одно из интереснейших мест Петербурга, где можно услышать речь, рождающуюся на глазах, то есть опознать и себя в мышлении сопластников. А кроме того, «Порядок слов» — одно из немногих пристанищ, где помогут представить новую книгу, заинтересовать ею читателя. Что может быть нужней издателю? И наоборот: я по мере возможности поучаствовал в подготовки книги Алексея Кручковского, показавшейся мне чрезвычайно интересной и глубокой. Вряд ли он нашел бы другого издателя.
Костю Шавловского я вижу новым поэтом, это для меня самое главное — узел и суть его личности!
Илья Утехин
Профессор факультета антропологии Европейского университета
Профессор факультета антропологии Европейского университета
В «Порядке слов» очень разнообразный выбор книг и неизменно высокий уровень выбора событий, поэтому об этом магазине-клубе знают люди не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах. Я знаю очень многих людей, которые всегда заходят в «Порядок слов» за новыми книжками и новыми знакомствами, приезжая в Петербург по делам. Это уже давно часть культурной программы, которая доступна в городе.
Все мероприятия «Порядка слов» бесплатны — это подчеркивает некоммерческий и добровольческий характер всего, что там происходит.
Уже несколько лет я веду здесь курс «Визуальная антропология». Я всегда смотрю в зал, оцениваю, кто приходит. Есть люди, которые приходят постоянно, и они очень разные: студенты, люди пожилого возраста, просто те, кто интересуется кино. Всегда есть те, кто мимо проходил, заглянул на минутку и остался, но их не очень много. То есть это такое место, у которого уже есть своя аудитория.
Александр Боровский
Искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея
Такая форма — книжный магазин, лекторий, кинозал — мне очень импонирует. Если говорить о «Порядке слов» как о магазине, то для меня важен большой выбор филологических и философских изданий, и большую часть своих закупок я совершаю именно там.
Вот есть, например, чудесная книга Михаила Трофименкова «Кинотеатр военных действий». Понятно, что она никогда не станет бестселлером и лидером продаж, но книга очень умная и к тому же красивая. Мне очень нравится, что магазин относится с уважением к такого рода изданиям, понимая их истинную ценность.
Я прекрасно понимаю, как тяжело выжить, занимаясь продажей интеллектуальных книг и организацией абсолютно бесплатных культурных событий. Открыть такое дело — настоящий геройский поступок. К сожалению, такие магазины не пользуются у нас никакими бонусами ни от города, ни от издательств. С точки зрения заработка, дело это сугубо невыгодное: если удается хотя бы покрыть расходы — уже хорошо для такого проекта.
Михаил Герман
Писатель, историк искусства, ведущий научный сотрудник Русского музея.
Я думаю, что «Порядок слов» — это просто чудо. Я действительно не знаю больше никаких аналогов такому магазину-клубу. Это чрезвычайно полезный и нужный проект для всех и, в частности, для меня. Это счастливое доказательство того, что есть люди, которые хотят покупать серьезные книжки. Многие магазинчики все-таки имеют тяготение к гламурным и модным изданиям, чего в «Порядке слов» я вовсе не наблюдаю. Что же касается его клубной, киноведческой и прочей деятельности, за которую с посетителей не взимается плата, то это для меня выглядит как пример истинного интеллектуального рыцарства.
Константина я бы назвал эффективным Дон Кихотом. Есть много таких молодых людей, которые полны благодушных мечтаний и любят размахивать руками. А он соединяет мечтательность и бескорыстие с деловыми качествами, с волей к результату. И в это начинают верить даже те, кто в таких вещах сомневается. Это меняет людей. И есть надежда, что такие люди есть и будут, потому что вокруг Кости растут умелые энтузиасты.