Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
Публикуем еще один текст по следам «Окна в Европу». Участник Школы критики Егор Шувалов рассказывает о запомнившихся фильмах анимационного конкурса.
За семь дней «Окна в Европу» ливень зарядил лишь однажды. Стояла мягкая августовская теплынь, и в свободные от кино часы мы, молодые критики, шатались по Выборгу, обсуждая увиденное. Я ложился в три-четыре утра, ставя будильник на десять, прикидывая, за сколько добегу до кинотеатра. В 10:30 начинались показы анимационного конкурса. Следить за мультфильмами было куда интереснее, чем смотреть программу игрового полного метра. Из тридцати работ я выбрал пять, не самых лучших, не самых главных или самых прорывных, но сильнее всего отзывающихся. Пять мультфильмов, ради которых можно променять погожий летний день на прохладный мрак кинозала.
«Станция Пупсянция — Выход на нужную сторону»
Реж. Наталия Данилевская
Уснув, маленький слоненок попадает в жутковатый мир грез, и только мама способна вытащить его из лап ночного кошмара. В «Чарли и огромном стеклянном лифте» — недооцененном продолжении «Шоколадной фабрики» — Роальд Даль отправил мальчика, Вилли Вонку, дедушку Джо и прочих в космический отель, захваченный, как выясняется, Вредными Злюками — опасными инопланетянами, способными менять форму. На таком же лифте слоненок попадает в ту же мрачную пустоту к таким же Вредным Злюкам — мартышкам на ходулях, котам в подгузниках и семируким врачам-убийцам. Ученица Ивана Максимова, Данилевская следует курсу наставника. «Пупсянция» шуршит и переливается чудесными образами: игральные кости превращаются в череп, а догонялки монстриков становятся детским мобилем над кроватью. Пожалуй, если сейчас «Выход на нужную сторону» таинственно исчезнет, а лет через десять всплывет на каком-нибудь анонимном форуме любителей мульт-психоделии, культового статуса не избежать. История «Пупсянции», как говорит Чарли по поводу своих космических приключений, «еще не закончилась… да она еще, если честно, и не началась».
«Пико-динозавр»
Реж. Алина Красновская
Бывает же: экранизация сказки словенского писателя Леопольда Суходольчана, пересказанной Леонидом Яхниным в восьмидесятых и с тех пор, кажется, не переиздававшейся. Мальчик Беньямин рисует диплодока, а следующим утром к нему в окно стучится уже настоящий динозавр. Вместе мальчуган и древний ящер устраивают городской переполох: подъедают мороженое и арбузы, сносят сохнущее на улице белье и прячутся от толпы черно-белых жителей.
Пересматривать «Пико-динозавра» хочется по трем причинам. Во-первых, из-за необычного стыка 2D и 3D, где люди словно вырезаны из бумаги, а дома и машины, наоборот, объемные. Во-вторых, редко в каком мультфильме для малышей увидишь плакаты «Затерянного мира» и «Чудовища с глубины 20000 морских саженей». В-третьих, экранизация выполнена в строгом соответствии с первоисточником, где Пико сметал хвостом собак и громил фруктовые лавки. Конец у мультфильма довольно зловещий: после исчезновения диплодока Беньямин рисует куда менее дружелюбного тираннозавра, видимо, в надежде окончательно расквитаться с городком.
«Руслан и Людмила»
Реж. Матвей Лашко
Самый длинный (16 минут), эпический и впечатляющий мультфильм всего конкурса — настоящий блокбастер, бодро пересказывающий пушкинскую поэму на новый лад. На свадьбе Руслана и Людмилы невесту похищает злой колдун Черномор. Витязь бросается в погоню, встречая на пути лесных отшельников и гигантскую голову — всё как у Александра Сергеевича.
В 2009 году студия Madhouse предложила мангакам и аниматорам изложить классические произведения японской литературы в аниме-формате. Выдающимся мультипликаторам выпал шанс вступить в диалог с гениями двадцатого века, а у прогуливающих школу отаку появился шанс наконец-то познакомиться с Акутагавой и Дадзаем. В России, где унылые учебники и ленивые учителя способны задушить даже веселое имя Пушкина, такие ретеллинги попросту необходимы. Матвей Лашко упрощает, но не отупляет поэму: убрав из сюжета соперников Руслана, орду печенегов и финского волшебника, режиссер сосредотачивается на отношениях заглавных героев. Даже царская дочь Людмила здесь не стереотипная «девушка в беде», но активно помогающая Руслану бой-баба, которая в итоге и лишает Черномора бороды. При этом мультфильм бережно обходится со славянским фольклором: Лашко, запустивший некогда проект «СКАЗ», где аниматоры делают мультфильмы по мотивам народного творчества, избегает как махровой древнерусскости, так и злободневных шутеек. Вдохновленный ломаными линиями и острыми углами «Самурая Джека» Геннди Тартаковского мультфильм легко представить не только в эфире телеканала «2×2», но и вполне себе в кинотеатральном прокате — так выглядят «Три богатыря» взрослого человека.
Вернись ко мне на полку
Реж. Марина Зинкевич
Кукольный мультфильм о папе и дочке, которые умеют хранить воспоминания в специальном шкафчике в груди. Отец складывает туда воздушного змея, замызганный кашей телефон и выпавший зубик, пока девочка только учится заполнять свою полку, аккуратно смахивая пыль пипидастром. Однажды папа уезжает навсегда, а дочь перестает следить за шкафчиком, выбрасывая важные вещи.
«Вернись ко мне на полку» в обязательном порядке должны посмотреть хулители современной анимации — те самые, что утверждают, будто добрые и светлые мультфильмы исчезли вместе с Советским Союзом. Вселенная, где у людей дверца на животе, выполнена столь трогательно — не только душещипательно, но и осязаемо, — что невольно ощупываешь собственное тело на предмет аналогичного чулана с ботиночками и машинками. Однако не стоит искать в кавайности «Полки» хитрый расчет на призы зрительских симпатий. Зинкевич, думается, взаправду видит мир именно так. Сейчас она работает режиссером аниматика в «Союзмультфильме», а значит, в будущем стоит ждать еще больше умилительных мультфильмов, место которым — где-то между легкими.
«Дождь-подросток»
Реж. Мария Савенкова
Грузный немолодой мужчина готовит себе завтрак, вспоминая нечто важное.
Антитеза предыдущему мультфильму, «Дождь-подросток» рассказывает ту же историю взаимоотношений отцов и детей, но с противоположных позиций: вместо кукол, воображаемого мира и связного сюжета — компьютерное 2D, серая российская бытовуха и смутное ощущение необратимости прошлого. Взгляд обиженного ребенка сменяется оптикой печального отца. У некоторых поэтов есть туманные четверостишия, где на каждую строчку приходится пара десятков страниц литературоведческих работ, хотя объяснять там как будто нечего. «Дождь-подросток» — как раз такой случай: это по-настоящему взрослая мультипликация, обходящаяся без плашки «18+» и сопутствующей жести. Здесь нет внезапных пугалок, от которых дети в слезах выбегали из зала (на показах случалось и такое). Только завывание ветра, лязг посуды, шкворчание яичницы на сковороде. Из телевизора доносятся новости, рядом с ним стоят «Fairy», пищевая сода в знакомой белой-оранжевой упаковке и кружка Nescafé. Вдруг через окно в квартиру вбегает сквозняк. Зазвонил телефон. Гудки.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой
-
«Кривенько-косенько, как надо» — Федор Кудрявцев о своем «Ровеснике»