Возможность Фасбиндера
Райнер Вернер Фасбиндер и Ханна Шигулла на съемках Берлин-Александерплац (1980)
Василий Степанов:
Добрый день,
Когда я собирался вам написать, я думал прежде всего о статье про Шукшина и Фасбиндера, о том, почему и Фасбиндер, и Шукшин так невероятно сближаются на мелодраматическом материале, почему оба при всей актуальности оказываются как будто выключены из современного им контекста. Но мне кажется, важно продолжить разговор Фасбиндере в России в немного другом ключе. Поговорить о том, насколько Фасбиндер вообще возможен сегодня в нашей местной ситуации? В чем сходятся тот мир, где жил и творил РВФ, и тот мир в котором живем мы сегодня? Или может быть тотально не сходятся…
У меня самого
Александр Тмофеевский:
Вася,
двадцать лет назад, к пятидесятилетию Фасбиндера, я написал для «Коммерсанта» текст, в котором было такое соображение. Первый эпизод «Замужества Марии Браун» весьма символичен: завершается Вторая мировая война, уже бомбят Берлин, уже за углом стреляют, и под свист пуль герои пишут свой брачный контракт. Они начинают тогда, когда все рухнуло: и «Германия», и «история», и «культура», и «нация».
Великое мифологическое ничто у Фасбиндера всегда содержит ничто человеческое — простейшую животную особь. Его герои, явившиеся на свет после конца, рождены с неизбывным чувством краха. Они — недоноски, бастарды, полулюди. Не зная ни любви, ни понимания, они не в силах осмысленно жить и с толком, с чувством умереть. У них нет не только истории, у них нет биографии. Они — фантомы. Но причастность к другому, большему фантому, делает их великими.
Опустив немцев донельзя низко, Фасбиндер их донельзя возвысил. Когда немцы увидели в многосерийной экранизации романа Деблина убийц, проституток и сутенеров, собравшихся на Александрплац, к ним вернулось чувство великой державы. Воспев все существующие на свете меньшинства, столь презираемые полицейским государством, Фасбиндер вернул большинству чувство собственного достоинства. Александрплац оказалась реабилитированной, связь времен восстановленной. Фантом стал желаннее любой реальности, такие понятия, как «Германия», «культура» и «нация» вновь вошли в обиход. Ожила даже умершая «история», более того, был предопределен ее ход: можно сказать, что Германия объединилась в 1980 году, когда Фасбиндер снял фильм «Берлин. Александрплац» — десять лет спустя были исполнены лишь необходимые формальности.
Я писал этот текст 20 лет назад, не держа в голове никаких параллелей, но сегодня они очевидны. Очевидно, что, работая с мифологией, нынешняя российская власть хочет стать коллективным Фасбиндером, чтобы приобщить народ к фантомной боли, к «шикарно, как все на Руси» и возродить через это «культуру», «нацию» и «Родину». Но полицейское государство блокирует любые меньшинства, само это понятие; вместо недоносков, бастардов и полулюдей всегда в ассортименте номенклатурные герои — настоящие мужики, скромные и скорбные, и Варвара
Райнер Вернер Фасбиндер на съемках Берлин-Александерплац (1980)
Василий Степанов:
Дорогой Шура!
А мало еще было «мертвой воды»? Чем должно нас еще облить, чтобы можно было уже начать оживлять? Недавно для другого журнала мы делали пятнадцатилетнюю хронику событий нашей общей российской жизни (с 2000 по 2015 год). И вот, что меня поразило: что ни месяц — то теракт. Упавшие самолеты, захваченные заложники, взрывы, — и так вплоть до конца нулевых. Довольно страшное было время, а сейчас
В самом Фасбиндере мне как раз нравится упорядоченность (допускаю, что мнимая) его диалектики. Его зацикленность на каких вещах и вопросах. Он как паук в сплетенной им самим же паутине. Всё внятно: немецкая история у него классифицируема и структурна — есть первое, второе и третье поколение. Есть поступки и последствия. Есть четкое деление на Веймар, Третий рейх и послевоенное поколение. И любую проблему можно проговорить. Собственно, это Фасбиндер и делает в своем кино: формулирует вопросы. Даже страшные. Как он пытает маму о терроре в своей новелле из «Германия осенью» и тут же терроризирует своего любовника Армина. У него всегда есть
Александр Тимофеевский:
Дорогой Вася!
Это несомненный вопрос, и дай Бог всем так уметь задать вопрос, не надо ничего дополнительно формулировать.
Отвечаю.
Жутких событий в постсоветской России было хоть жопой ешь, самое жуткое — Беслан, избиение младенцев — не осознано даже на четверть, это и есть дефицит мертвой воды, про которую я говорю.
Вот посмотрел на днях хороший сборник новелл про Петербург, семь
Торжествующая человечность является обязательным разрешением любой драмы. Живая вода должна пролиться со слезами. Она не то, что прописана в драматургическом регламенте кино и телевидения, все хуже: она прописана в мозгах, причем в самых лучших мозгах. Вот вы вспомнили «Германию осенью», как там Фасбиндер беспощаден и к себе, и к матери, и к любовнику. А у нас кто был настолько же жестким? Только один Балабанов. Я бы еще назвал «Маленькую Веру» Пичула. Но она снята при советской власти. А в последние 30 лет есть острейшая нехватка мертвой воды, по сути она была у одного Балабанова, и вспомните, в какие штыки приняли даже просвещенные зрители его великий фильм «Груз 200»: в результате мы и дискутируем, как относиться к товарищу Сталину, и в фильмах, и в жизни, можно или нельзя ставить памятник людоеду, в Германии такой разговор невозможен — ни осенью, ни в какое время года.
Райнер Вернер Фасбиндер на съемках Берлин-Александерплац (1980)
Василий Степанов:
Странно, но я, когда писал про Сталина, тоже подумал сразу про новеллу Пармас (сам женский альманах — это на мой взгляд хороший знак, потому что женщины в режиссуре у нас сейчас и точнее, и смелее мужчин, и пусть зритель привыкает этой мысли в любой форме), подумал и тут же себя одернул тем, что даже у нее по сути момента лучше всего получается высказываться в клипах «Ленинграда» или даже в старинном «Осторожно, модерн», где границы жанра позволяли/позволяют всякое разное буйство и выход к тревожным умозаключениям.
Вообще, в России очень остро ощущается общее желание (своего рода общественная конвенция) себя успокоить и усыпить. Поэтому и острые (тут уж совершенно буквально, и поэтому, кажется, немного тупо) акции Павленского с протыканием и разрезанием, так неуютно вонзаются в память. В нашей стране скорее хочется проложить ваткой пространство между собой и реальностью. Чтобы проехать по нашим дорогам, нужно сесть в комфортную машину (как это было в «Бумере»). Телевизионные жанры в России убаюкивают и не приспособлены к социальной работе в том смысле, как понимал ее Фасбиндер у себя в Германии. Даже ТНТ, который я уже упоминал, подстилает соломку, чтобы не дай бог не вышло чего. Фасбиндер мог снимать «Восемь часов еще не день», получать и справа, и слева, и от рабочих, и от интеллектуалов, но
Мне честно, кажется, что это и есть определяющий фактор в этом поиске русского Фасбиндера. Если говорить цинично, для него есть ниша, или — живая органическая необходимость, которую, например, чувствует режиссер Звягинцев. В
Александр Тимофеевский:
Вот сегодняшний фейсбучный текст Ольшанского, по которому очень понятно, почему у нас нет Фасбиндера, почему он здесь невозможен. Цитирую с сокращениями, потому что важна последняя фраза (а полный вариант нетрудно обнаружить, если воспользоваться
«С формальной точки зрения почти по всем спорным или скандальным вопросам нашей повседневности — я согласен со сторонниками прогресса, а не со сторонниками морали, духовности и сурового порядка. <…> Но. Есть при этом и
И я бы не исключал, что если дело, не дай Бог, дойдет до очередной — какой уже там по счету в нашей истории? — обороны Севастополя, то защищать его останутся все больше мракобесы, гомофобы, сталинисты, клерикалы и прочее и прочее, — в то время как многие милые и просвещенные люди будут радостно прыгать по ту сторону фронта, в обозе у Мировой Жабы: сдавайся, Иван! Так что скандальные вопросы нашей повседневности пусть себе шумят, куда без них, — но я бы скандалить не спешил. Бывает, что мой народ ошибается, но это все равно мой народ».
«Бывает, что мой народ ошибается, но это все равно мой народ» — это та же холера, что и «народ никогда не ошибается», чуть более продвинутая стадия. Ошибка признается, но сразу откидывается, как пустячная: на фоне битвы за Севастополь не стоит разговора. Сравните с тем, что было у Фасбиндера: мой народ — крамольный, кромешный, кошмарный, но это мой народ; мой народ преступник, но это мои преступления. Такую конструкцию в России одолел только Балабанов, сняв
Райнер Вернер Фасбиндер на съемках Берлин-Александерплац (1980)
Василий Степанов:
Да, тут не поспоришь. Но
Ведь весь Фасбиндер как феномен растет на дрожжах кинематографа. Он режиссер из киноманов. Можно пунктиром перечислить и эту его синефильскую детскую влюбленность в движущиеся картинки, и интерес к Америке как стране кино (стране из кино), и постоянное обращение к кинематографу как искусству и языку в каждом втором фильме. Может быть, и глупо так говорить, но Фасбиндер верил в магию кино. Реальность кинопроцесса — это «Предостережение святой блудницы», копеечные ссоры, муть, хаос и прочая ерунда, а результат — рождение
Нет?
Александр Тимофеевский:
Вася, дорогой, про кино это правильное завершение разговора о Фасбиндере, оно к тому же рифмуется со всеми уже проговоренными сюжетами.
Кино, конечно, важнейшее обстоятельство у Фасбиндера. Но не потому, что он верил в него, как в общий язык, или в происходящие от кино социальные перемены. Вера в кино как в коллективного агитатора и организатора это
И само это кручение — важнейший процесс для Фасбиндера.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Mostbet giris: Asan ve suretli qeydiyyat
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве