Интервью

Михаил Брашинский: «Волны бьются»

На фестивале «Окно в Европу» показали «Волны» Михаила Брашинского. Публикуем записанное в прошлом году для 78-го номера «Сеанса» интервью о съемках в разгар пандемии, бесстрашии и вере в лучшее.

На съемках фильма «Волны». 2020

Мы последний раз говорили о «Волнах» в начале 2020-го, когда коронавирус был только в Китае. Как вам опыт производства в эпоху карантинов?

Мы должны были запуститься весной 2020-го, но из-за начавшейся пандемии не смогли, сидели, ждали, когда разрешат. В итоге съемки попали в промежуток между двумя волнами. Всюду «волны». Было понятно, что ничего не закончилось, но надо было рвать когти, спешить, успевать, пока была такая возможность. Переноситься, «замораживаться», как у нас иногда говорят, я категорически не хотел: и я был внутренне готов, и все было готово — воды уже отошли, вы же не можете отложить роды оттого, что условия не совсем подходящие. В результате мы осенью сняли три четверти картины, а московскую часть — начало и конец — не успели, теперь надеемся в апреле закончить.

А сами съемки — они всегда у всех одинаковые, коронавирус или нет: все, что может пойти не так, пойдет не так, будьте уверены. Новое — а я многое в прошлом году пережил впервые в жизни — в связи с пандемией было вот что: ответственность. Какая-то чудовищная ответственность, свалившаяся на меня. Меня это буквально потрясло. Я каждый день приходил со смены и часами сидел под горячим душем, пытаясь понять: что мне делать? Вот приехала актриса. Говорит, что-то я неважно себя чувствую. Вот что мне делать? Звонить продюсеру? Отменять завтрашнюю смену? Или сделать вид, что все нормально, и снимать, любой ценой снимать? У меня группа пятьдесят человек. У меня ребенок девятилетний в одной из главных ролей. Они все тут для того, чтобы сделать былью мой сон. А вдруг кто-нибудь заболеет? Не дай бог, умрет? Как я жить дальше буду? Даже если будет у меня фильм? Кому он нужен, если я ради него пожертвовал чьей-то жизнью? Вот эти все вопросы — их же раньше никогда не было, и они угнетали, конечно, буквально сбивали с ног. Несколько раз за тот месяц, что мы просидели на этой турбазе под Тарусой, я был на грани того, чтобы все отменить к чертовой матери и вернуться домой. Но мы все-таки сделали это. Хотя и не без потерь.

Для меня это вообще главное в актере — не внешность, не техника и даже не талант, а бесстрашие
На съемках фильма «Волны». 2020

Вам пришлось в ходе съемок заменить героиню? В итоге ее играет Виктория Толстоганова?

Да. Я собирался снимать другую актрису, для нее писал роль. Я с ней репетировал, готовил ее, готовился к ней. Она уже отснялась в ряде сцен. А потом заболела. Да еще как! Вечером звонит ее агент, говорит, у нее тест положительный. Мы запиваем. Утром звонит, говорит: тест отрицательный. Мы резко трезвеем. Вечером опять: тест положительный. В общем, в итоге стало понятно, что снимать ее нельзя, ждать ее мы позволить себе не могли. Мы были в отчаянии, в панике. Это был, наверное, самый серьезный вызов, который бросила мне болезнь. Мы отсняли все, что могли без героини. И остановились. Панически решали, что делать. Счетчик тикает, мы стоим. И тут появилась спасительная мысль.

Фильм прорастает, как дерево

У меня с Викой вообще странная история. Иначе, как судьбой, ее просто не назовешь. Я ведь и в «Гололеде» ее не хотел снимать. Ну, и потом ни разу не пожалел, конечно. И тут, получается, то же самое. Мы дружим уже двадцать лет, в марте съемкам «Гололеда» как раз двадцать лет, 15 марта 2001 я впервые в жизни сказал: «Мотор!» И тут, еще когда я писал сценарий, я ей сразу сказал: я вижу в этой роли другую актрису. Поэтому без обид, я даже пробовать тебя не стану. И она поняла, приняла, она умная. А тут, в этом жутком кризисе, все случилось молниеносно. Я ей позвонил и оставил сообщение: «Ты мне нужна!» Она тут же перезвонила, за два часа прочитала сценарий и вечером следующего дня приехала сниматься. Больная, хотя, слава богу, не ковидом. Мы с ней сели ночью, и я за два часа рассказал ей все, что я знаю про эту женщину. И больше мне никогда ничего ей говорить не пришлось, она все сделала сама. И сделала блистательно, роль подошла ей как влитая. Как будто для нее и писалась. Вика… Я могу, конечно, часами про нее говорить, но скажу еще только одно: среди прочих ее достоинств у нее есть главное — смелость. Она не боится ничего — ни быть некрасивой, ни быть смешной, ни бросаться в омут с головой, ничего. Для меня это вообще главное в актере — не внешность, не техника и даже не талант, а бесстрашие.

На съемках фильма «Волны». 2020

Я знаю сюжет только в общих чертах: главные герои уезжают из Москвы и попадают в какое-то уединенное место… В изоляцию. О чем кино?

Вы знаете, я с годами пришел к выводу, что все более или менее настоящее кино, вообще все так называемое искусство — про одно: про то, что жизнь бесконечно сложна и ничего не понятно. Остальное — вариации на тему. У этого фильма замысловатая история. Я очень долго писал сценарий, восемь лет, в 2010 году начал, еще до «Шопинг-тура», но у меня не получалось почему-то. Я останавливался, бросал его, но он меня не бросал, не отпускал. Я время от времени к нему возвращался. А он все не получался, не случался. И вот в 2018 году, летом, я вдруг остался совершенно один и вдруг понял, что вот сейчас могу его дописать. Он меня спасал от одиночества, а я его — от небытия.

Нельзя сетовать, надо двигаться

Потом все пошло быстрее: я показал сценарий Сабине Еремеевой (ей — второй; первому я всегда все показываю Сельянову; уж не знаю, почему — ему никогда не нравится то, что я делаю, но я всё равно упорно показываю). Сабина поздравила с удачей и отказалась, сказала, что занята. А через 15 минут перезвонила и сказала, что нет, не может так, она должна это делать. Такое отношение продюсера, конечно, безумно важно для каждого режиссера. И мы поехали. За эти годы — до момента окончания сценария и после, пока доводили его с моим товарищем Константином Мурзенко, за время подготовки, съемок, монтажа — замысел менялся. Это естественный, органический процесс. Фильм прорастает, как дерево. Все начиналось с истории человека, которому так невыносимо жить в этом мире, что он все бросает и уходит жить в лес. Но этого было мало, недостаточно. Так появилась секта. Потом любовь. Сейчас для меня это прежде всего история любви. Странной, неформатной, невозможной отчасти, но все-таки любви. Религиозная секта, в которой происходит основное действие фильма, — это лишь обстоятельство. Важное, но обстоятельство.

Если бы вы меня спросили, с чем бы я хотел, чтобы зритель вышел из зала, я бы сказал: с надеждой, что любовь спасет мир. Точнее, не так: когда все кончится, мир рухнет и не останется больше ничего — останется любовь. Или даже еще точнее — надежда на любовь. Останутся двое, у которых нет больше никого и ничего и есть только надежда, что, может быть, может быть, они могут быть вместе. Потому что — и это тоже часть моего замысла, ведь речь в фильме идет еще и о вере, и героиню зовут Вера, — без веры жить можно, а без надежды — нельзя. И еще это история про вторые шансы. Почти как у Хичкока в «Головокружении».

А возможны вообще вторые шансы? Или мы всегда одно и то же повторяем?

А вот этого я вам не скажу. Придется смотреть.

На съемках фильма «Волны». 2020

Почему фильм называется «Волны»?

Ну, эта секта, придуманная мной, она основана на квазитеслианском учении. На додуманных или искаженных идеях Николы Теслы. Их вера заключается в том, что все в мире есть суть волны. Материи нет, есть только волны. Волны — это их Бог, грубо говоря. Но ведь, если вдуматься, слово «волны» очень подходит и для описания человеческих отношений — любви, например.

Истории рассказывают себя сами и приходят к нам сами, а как — одному богу известно

Предполагается, что этот фильм для кинопоказа? Не для условного стриминга?

Мы с моим оператором Александром Кузнецовым снимали большое кино для большого экрана, без вопросов. Это очень, ну очень широкоэкранный фильм, снятый на специальную, для этого придуманную оптику. А уж как там дальше пойдет…

Но ведь это цифра, не пленка? Пленка живет интересной жизнью после смерти пленочного кино…

Да, из технического условия, когда-то, естественно, единственного и неизбежного, пленка превратилась в художественное средство, в элемент киноязыка. В выбор. Я не вижу в этом ничего дурного и совершенно по ней не тоскую. Я вообще не люблю людей, которые вечно брюзжат, что раньше все было лучше. Нельзя сетовать, надо двигаться. Для каких-то задач пленка подходит лучше, для наших лучше подходила цифра, хотя мы рассматривали и вариант пленки. Правда заключается в том, что цифра только расширяет возможности режиссера — и производственные, и художественные.

На съемках фильма «Волны». 2020

Вы говорите про большой экран, но, допустим, история с коронавирусом продлится еще год-два. Вам не кажется, что кино принципиально поменяется? И стоило бы снимать фильмы среднего или малого бюджета, думая, как будет смотреться это кино не на большом экране, а на мобильном телефоне или дома на плазме?

В вашем высказывании все правильно, кроме двух слов: «стоило бы». Что значит «стоило бы»? Как будто мы решаем, какие истории стоит рассказывать, а какие — нет. На самом деле мы ничего не решаем. Истории рассказывают себя сами и приходят к нам сами, а как — одному богу известно. Вуди Аллену, думаю, нет, хоть он и полубог. Мы не знаем, как и почему это происходит. Сесть и решить «Дай-ка я расскажу вот эту историю» невозможно. Я, например, много лет пытался придумать историю для безбюджетного хоррора. Но «Шопинг-тур» пришел ко мне, когда я совершенно и думать про это забыл. Я не знаю, что сделает с миром пандемия, но знаю точно, что условный Netflix никогда не убьет кино. Когда-то, в 1950-е годы, так говорили про телевидение, потом, уже на моем веку, — про видео. Потом, сравнительно недавно, про мобильное кино. И что? Понятно, что возврата к прошлому нет, его нет никогда, но пока, мне кажется, мы выходим из этого опыта — я имею в виду опыт внезапно нависшего, но так и не случившегося апокалипсиса — не очень сильно изменившимися. Если, конечно, мы из него выходим.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: