Чтение

«Унесенные ветром» — Первая схватка «унесёнки» и «удалёнки»

Запустившийся в конце мая в США стрим-сервис HBO Max решил удалить на время фильм «Унесенные ветром». Решению предшествовала полемика, начатая в печати передовицей в L.A. Times. А итогом, кажется, станет то, что фильм посмотрят даже те, кто его до сих пор не видел. Предлагаем по этому поводу прочитать архивный материал о другом эпизоде борьбы.

Пока «Сеанс» готовит материал об этом и других случаях ревизий кинематографического наследия (их, поверьте, было немало), рекомендую прочитать перевод небольшой редакционной заметки New York Times, написанной по поводу скандала, разгоревшегося вокруг «Унесенных ветром» сразу после выхода фильма в 1939 году. Тогда из внутриредакционных споров, вызванных картиной, покинул свой пост Говард Рашмор, кинокритик левой газеты The Daily Worker. После ухода из газеты оскорбленный Рашмор радикально перекуется, после войны он превратится в видного помощника сенатора Маккарти, звезду Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Рашмор со знанием дела будет давать показания на Чарли Чаплина и Далтона Трамбо. Но пока на дворе 1939 год, в кинотеатрах — «Унесенные ветром», а Рашмора выталкивают из газеты за идеологическую близорукость.

Красная газета клеймит «Унесенных ветром»

Фильм упрекают в прославлении Ку-Клукс-Клана

Коммунистическое негодование по поводу «Унесенных ветром», который рассказывает о событиях Гражданской войны на Юге, вчера нашло нашло свое выражение в нью-йоркской прессе, даже несмотря на отставку критика, писавшего о фильме для The Daily Worker Говарда Рашмора, которая произошла на прошлой неделе.

В воскресном выпуске газеты вышел обстоятельный материал за подписью черного члена редколлегии Бена Дэвиса-младшего, в нем постановка подвергнута острой критике. Господин Рашмор с сожалением был вынужден оставить свой пост, так как не мог повиноваться указаниям этого нарывающего «волдыря», по его словам, негритянский член редакционной коллегии, в частности, приказал ему написать однозначно отрицательный отзыв и призвать читателей бойкотировать «Унесенных ветром».

Публикация сопровождалась карикатурой, на которой члены Ку-Клукс-Клана в капюшонах аплодируют полуночным показам фильма.

Статья Дэвиса, напечатанная на первой странице второго раздела «Воскресного рабочего», стала воплощением его идеи подвергнуть фильм однозначной стопроцентной критике. Она вышла под заголовком «„Унесенные ветром“ — коварное прославление работорговли». Добрых слов не удостоились даже работа оператора, проработка декораций и костюмы.

Дэвид О. Селзник на площадке фильма
Дэвид О. Селзник — Сила притяжения Дэвид О. Селзник — Сила притяжения

Публикацию сопровождает карикатура, на которой члены Ку-Клукс-Клана в капюшонах аплодируют полуночным показам фильма. Сама статья после нападок на национальную прессу за то, что она превратила картину в «сенсацию», описывает сюжет как «дешевую историю, повествующую о превратностях любви» Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера. Если верить автору статьи, то весь смысл фильма сводится к том, чтобы «показать, как Гражданская война беспардонно уничтожила феодальную экономику рабовладельцев, разрушила их землевладельческие империи и принесла страдания и разрушения счастливым южным полковникам».

Другой темой обзора становится любование, с которым фильм взирает на белых «эксплуататоров» Юга, а также искажение положения негров, оскорбление памяти Авраама Линкольна, фальсификация истории Реконструкции Юга, клевета на действия армии северян на Юге и разжигание расовой ненависти.

New York Times, 24 декабря 1939 года


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: