Рецензии
хроника

«Твин Пикс», 14 серия: Снятся ли великанам парижские кофейни?


«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Дэвид Линч рассказывал, что снимая самый свой загадочный и странный фильм 1990-х «Шоссе в никуда» (согласно слогану, придуманному кинокомпанией CiBy2000 жанр фильма точнее всего определяется словосочетанием «психогенная фуга»; сам Линч от точного жанрового определения предпочитает уклоняться), он слушал новый альбом Дэвида Боуи (записанный вместе с Брайаном Ино 1. Outside).

Добравшись до шестнадцатой песни с названием I’m Deranged, он сразу же представил себе первые кадры своего фильма — автомобиль, несущийся по ночному шоссе, освещенному только светом фар — и странная, плывущая музыка за кадром. Эта же композиция и завершает фильм — который то ли был сном, то ли не был (как, собственно, и альбом Боуи был сновидческим размышлением о странном готическом мире и раскрытии загадочного убийства молодой девушки).

 

 

Говорить о перекличках и взаимном влиянии в творчестве двух Дэвидов можно долго; жизнь сводила их вместе не раз, и нет ничего удивительного в том, что Боуи не только снялся в свое время в приквеле «Твин Пикса», но и является чуть ли не главным закадровым персонажем продолжения сериала.

Новый эпизод We are like the dreamer не только вернул Дэвида Боуи в сериал (пусть только и в виде воспоминания из «Твин Пикс: Сквозь огонь»), но и оказался очередным размышлением Линча о том, как перемешаны сновидения и реальность. Причем размышлением, сделанным в духе Боуи — случайные, казалось бы, фразы и образы оказываются значимыми и ведут к другим образам, переплетаются с ними. Будучи вроде бы сюрреальными или абсурдными, они порождают вполне конкретные эмоции и чувства.

Эпизод начинается с рассказа Альберта о том, откуда взялось само словосочетание «Голубая роза»: оказывается, где-то в 1970-х Гордон Коул и Филипп Джеффрис расследовали дело об убийстве, а когда нашли подозреваемую, то застали ее раненой и умирающей. На прощание она сравнила себя с голубой розой — и исчезла. В той же комнате оказалась другая женщина — выглядящая точь-в-точь, как исчезнувшая подозреваемая (позднее эта женщина повесилась). «Синяя роза» — символ искусственности и ненатуральности, обращает внимание Альберт. Тэмми идет даже дальше и сравнивает произошедшее с «тульпой» — понятием тибетского буддизма, обозначающего самовнушённую галлюцинацию — которая, кстати, может быть и групповой.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Продолжая тему сновидений и воспоминаний, Гордон Коул рассказывает, что у него снова было «сновидение о Монике Беллуччи» — директору приснилось, что он в Париже и встречает там Беллуччи. Он пьет с ней кофе и замечает, что вместе с ней находится и Купер, но Гордону никак не удается рассмотреть его лицо — оно то ли расплывается, то ли и вовсе скрыто.

Беллуччи произносит сакраментальную заглавную фразу о снах: We are like the dreamer who dreams and then lives in the dream. But who is the dreamer? Вопрос этот слишком сложен, чтобы на него ответить, тем более, что Беллучи обращает внимание Гордона на то, что происходит за его спиной. Он оборачивается — и к нему возвращается воспоминание о странном давнем визите Филиппа Джефриса (Дэвида Боуи) в офис ФБР; воспоминание, которого совершенно стерлось из его памяти — и вернулось только во сне.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Есть два важных момента, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, как мы знаем из оригинального сценария «Твин Пикс: Сквозь огонь», равно как и из режиссерской версии фильма, выпущенной несколько лет назад, сцена с Филиппом Джефрисом была несколько больше. Он не только указывал на Купера, сомневаясь в его личности, но и показывал свою встречу с БОБом, карликом и дровосеками, после чего переносился в Буэнос-Айрес. Может быть, это сыграет свою роль. Во-вторых, мелкая, но интересная деталь: фразу, которую во сне произносит Моника Беллучи, произносил и сам Линч — в 2006 году он предварял ею один из показов «Внутренней Империи», сообщая, между прочим, что это цитата из трактатов «Упанишады» (хотя это то ли ошибка, то ли намеренное искажение — реальная цитата звучит несколько иначе). Это может быть ключом к пониманию каких-то скрытых сюжетных пружин — а может с легкостью и не быть. Это ведь сон.

Линч выстраивает всю серию как спиральную череду сновидений, размышлений о сне, не забывая, впрочем, о сюжетных связях и оставляя зацепки на будущее (появляющиеся, впрочем, тоже столь же неожиданно, как и во сне). Выясняется, что Дайан — сводная сестра жены Даги Джонса; Гордон узнает, что в дневнике Лоры Палмер говорится о двух Куперах и отправляет по следу Даги Джонса местных агентов (которые, по-видимому, спасут Даги от неминуемой встречи с наемными убийцами — Тимом Ротом и Дженнифер Джейсон Ли). В общем, происходят какие-то сюжетные видимые подвижки.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Но они именно, что видимые. По большому счету, Линчу не очень интересно рассказывать историю, его влекут образы и намеки, шепоты и крики, краски и отзвуки. Это не пазл, который можно собрать единственным образом, это не детектив, где нужно угадать — кто убийца. Это именно что картина, которую можно рассматривать, находя в ней все новые и новые детали, но которую бессмысленно трактовать в единственно верном ключе.

Об этом Линч говорит чуть ли не прямо. Компания полицейских отправляется в леса Твин Пикса на обозначенные координаты. Придя туда, они обнаруживают загадочную безглазую женщину, с которой Купер встречался в Фиолетовой комнате, покидая Вигвам. В Вигвам же отправляется и простачок Энди — там Великан, который представляется Пожарным, показывает (а не рассказывает) Энди ключевые моменты произошедшего — кусочки центрального для сериала 8-го эпизода, двух Куперов и дает четкую установку — обнаруженную женщину нужно защитить любой ценой.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

У Великана много забот. Он не только создал Лору, защищал Купера и общался образами с Энди, но и с какой-то целью дал англичанину Фредди из Ист Энд зеленую резиновую перчатку — а вместе с ней и суперсилу, — и затем направил его в Твин Пикс. Почему зеленую, почему суперсилу, почему англичанину, а не кому-то другому? Фредди задавался теми же вопросами, на которые Великан лаконично ответил — а почему не нет?

И, действительно, почему нет? После пробуждения логика сновидения может казаться странной и непонятной, но во время сна все она логична, провалы между переходами от одной части к другой не кажутся критичными. Разве удивляет, что мама Лоры Палмер обладает той же способностью открывать лицо и душу, что и ее дочь? Или, что внутри нее живет какое-то темное зло (в отличие от дочери, кстати)? В координатах Линча это кажется даже вполне естественным.

«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017

Мы снова с ворохом вопросов. Кто тот загадочный алкоголик, истекающий кровью в полицейском участке и повторяющий каждое услышанное слово? Что за девушки в баре, обсуждают Билли? Они как-то связаны с Одри? Что за звук слышал Джеймс в отеле Great Northern? Может быть, для полного понимания нужно найти ответ на вопрос Беллуччи: кому это снится? А может быть и нет — реальность сна обманчива. Уверенно можно говорить только о том, что Линч попрощался с Боуи красиво. В его стиле.

Отчаявшимся Линч дарит толику надежды — песня, которую исполняет в баре фолк-певица Лисси, начинается с таких строк:

Are you out there
To take away my fear?
I haven’t lost my hope
Even though I am so far from my home


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: