«Твин Пикс», 10 серия: Этюд в бархатных тонах
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Хотя новый «Твин Пикс» еще далек от завершения, уже можно говорить о том, что перед нами opus magnum Дэвида Линча. И дело не столько в продолжительности единого полотна, сколько в его значимости, в объеме характерных для режиссера тем, раскрытых в различных эпизодах, в насыщенности «Твин Пикса» его типичным юмором и тех моментах простого застывшего кинематографического счастья, на которых Линчу так нравится задерживать внимание.
Эпизод Laura is the one («Лора — единственная») продолжает развивать идею, которая всегда была так важна Линча: за ширмой респектабельности, уюта, комфорта и спокойствия буржуазного и обывательского мира, скрываются грязь, гниение, насилие, распад личности и сексуальные извращения. Громко и отчетливо эта тема прозвучала в «Синем бархате». Аккуратный и спокойный мир одноэтажной Америки с ровными лужайками, идеальными розами и хорошо выкрашенными домиками не так прост, как кажется — в этом убеждается Джеффри (Кайл Маклахлен), подглядывающий из шкафа за тем, как героиню Изабеллы Росселини истязает злой и жестокий герой Денниса Хоппера. За идеализированным и понятным миром рейгановской Америки отчетливо просвечивает зло и насилие. В оригинальном «Твин Пиксе» зло постоянно соседствовало с хорошими и добрыми жителями титульного городка — прорываясь в наш мир из своего потустороннего. Важное отличие этого мира от реальности «Синего бархата» в том, что здесь вообще есть добрые силы, активно пытающиеся бороться со злом (в «Синем бархате» добро по большей части пассивно). В новом эпизоде очевидный монстр — Ричард Хорн (которого мы теперь с высокой степенью вероятности можем считать сыном Одри). Он жестоко убивает свидетельницу, видевшую как он на грузовике сбил ребенка — и, покидая ее трейлер, оставляет включенной и открытой газовую плиту. Ричард звонит своему другу — злому и неприятному полицейскому, требуя, чтобы тот перехватил письмо, отправленное свидетельницей шерифу Твин Пикса. А затем вламывается в дом к собственной бабушке, пугает, бьет и грабит ее, угрожая убийством в случае сопротивления. Примечательно, что в этой жестокой сцене насилия мы слышим успокаивающий Medication valse из «Пролетая над гнездом кукушки» (что позволяет нам воспринять происходящее и как очередную метафору насилия, прячущегося в повседневности, и как очередной кивок киноклассике — сцена напоминает не только о Формане, но и о Кубрике и его «Заводном апельсине»).
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Ричард Хорн — это зло запредельное и гипертрофированное, почти сверхзло, которое нельзя не заметить и на которое нельзя не отреагировать. Но в той же серии мы видим много зла обычного, если хотите, повседневного. Например, в трейлер-парке, пока Гарри Дин Стэнтон играет на гитаре песню Red River Valley, герой которой мечтает о том, чтобы его возлюбленная вернулась — дочери Шелли, Бекки, угрожает муж — из фургона, разбив окно, вылетает красная кружка (трудно не вспомнить о ее матери и одержимом насилием дальнобойщике Лео).
Мы видим подручных злого Купера в Лас-Вегасе, которые все никак не могут справиться с задачей устранения Даги — и принимают решение покончить с этой проблемой не каким-то мистическим способом, а вполне приземленным и заурядным: натравить на него владельцев казино, которому отказали в солидной страховой выплате.
«Твин Пикс». Реж. Дэвид Линч. 2017
Но, как уже было сказано выше, в мире «Твин Пикса» есть и безусловное добро, выраженное в странноватом, но трогающем юморе и сконцентрированное в некоторых героях сериала. Добро — это агент Купер, застрявший в теле и в семье выдуманного Даги Джонса, сцены с которым наполнены добротой и семейственностью — в этот раз мы стали свидетелями флирта и секса: жена (Наоми Уоттс) наконец заметила, что физическая форма мужа заметно улучшилась — и любовь вспыхнула с новой силой. Добро — это и агент Гордон (Дэвид Линч), который в свободное от работы время развлекает себя рисованием загадочных существ. Добро — это агент Альберт, приглашающий на ужин женщину-патологоанатома. И, кажется, добро — это видеоблоггер доктор Джакоби, продолжающий срывать покровы с жестокого мира капитализма. И, конечно, добро — это Лора Палмер, о существовании и возможном возвращении которой нам снова напомнили. Лора вбирает в себя плохое и хорошее — с одной стороны, это один из самых светлых образов для практически любого персонажа «Твин Пикса», с другой стороны — именно встреча с потусторонним злом привела к ее гибели. Связывает миры Женщина с Поленом — выступая на стороне добра, она может принимать сигналы из мира зла, благодаря своему полену. В этот раз она звонит Хоуку, рассказывает ему, что «свет умирает», и задается вопросом — что же будет в той темноте, что наступит? Загадочную речь она заканчивает утверждением: Лора — единственная. Сложно не согласиться.
Эпизод завершается совместным выступлением Ребеки дель Рио и Моби — у обоих долгая история отношений с Дэвидом Линчем. Дель Рио пела знаменитую арию в театре «Силенсио», а Моби еще в 1990 году так проникся сериалом, что использовал «Тему Лоры Палмер» для своего сингла Go, который сделал его знаменитым. Вместе они поют песню No Stars, которую Ребекка написала вместе с Линчем — композиция элегантно подытоживает основные темы часа:
My dream is to go
To that place
You know the one
Where it all began
On a starry night
On a starry night
When it all began
«Я мечтаю о том, чтобы попасть в место где все началось, в ту звездную ночь, где все началось». Об этом мечтаем и мы — но что же будет, если не будет звезд и останется только тьма?