Настоящее мужество
Как и многие замечательные жанровые фильмы, «Железная хватка» Генри Хэтэуэя (или «Настоящее мужество», как его переводили до сих пор) — это не столько достижение трезвого расчёта, сколько результат нескольких безошибочных совпадений, удачного расположения звёзд, ни с того ни с сего сложившихся в замысловатую антропоморфную фигуру. Совпали книга, режиссёр, его главная звезда и её маленькая помощница, момент времени.
Шестидесятые, если вспомнить историю вестерна, — это годы безвременья, пауза, взятая уходящим руководством, чтобы передать дела новым поколениям. После недолгого расцвета, случившегося в пятидесятых благодаря широкоэкранным форматам, на которых прериям и всадникам было так вольготно, жанр снова зашёл в тупик. В
Хэтэуэй, представитель старой школы, автор нескольких выдающихся фильмов, снявший свой первый вестерн в 1932 году, разумеется, ни о каком ревизионизме не помышлял. Все шестидесятые он продолжал делать то, что умел, — ладные, броские пустяки («К северу от Аляски», «Последнее сафари» и прочее) с актуальными звёздами вроде Стива Маккуина и любимыми ветеранами.
Джон Уэйн в фильме Генри Хэтэуэя Настоящее мужество (1969)
Первым из них был Джон Уэйн, к 1969 году, моменту выхода «Хватки», превратившийся в общественном сознании из симпатичного динозавра в опасного птеродактиля, в неприятное, слегка комическое пугало. Он уже воплощал собой не олдскульные добродетели, а реакционную отсталость на грани фашизма. Уэйн клеймил позором дезертиров и хиппи, ездил в пропагандистские турне к войскам, а накануне «Хватки» выступил в «Зелёных беретах» — чуть ли не единственном голливудском фильме, снятом во время Вьетнамской войны и всячески эту войну поддерживавшем. При этом, разумеется, Уэйн оставался идолом миллионов, звездой номер один, главным американским мужчиной (походя, пусть и не навсегда, победившим свой рак) и единственным возможным исполнителем роли федерального маршала Рустера Когберна.
За «Хватку» Уэйн получил свой первый и последний «Оскар», хотя едва ли
Джон Уэйн, Ким Дэрби и Глен Кэмпбелл в фильме Генри Хэтэуэя Настоящее мужество (1969)
Роман Чарльза Портиса — молодого, на тот момент, уроженца Арканзаса и певца южных штатов, бывшего военного и журналиста, позднее бросившего литературу и переставшего появляться на публике, — написан от первого лица, от лица Мэтти Росс. Хэтэуэй отказался от закадрового голоса, но происходящее увидено исключительно с точки зрения героини; она есть почти в каждой сцене (когда не лежит без сознания, отходя от укуса змеи). Как и Когберн, она сложный персонаж — отчасти героический, отчасти откровенно карикатурный. Важно, что совершенно чёткие протестантские представления о добре, зле и правилах справедливого разрешения различных житейских ситуаций сочетаются у Мэтти с полным отсутствием чувства юмора. Она говорит много смешного, но никогда намеренно не шутит, и в этом, собственно, источник комизма.
Главная заслуга Хэтэуэя — в том, что он играючи, без видимого усилия сумел передать этот портисовский тон комической серьёзности, определяющий настроение «Хватки». С одной стороны, это история про «настоящее мужество», причём не только мужество Джона Уэйна. С другой — история про то, как одноглазый толстый пьяница, самовлюблённый идиот из Техаса и не по годам практичная пигалица гоняются за человеком, который спьяну
Хэтэуэй всё время держит этот баланс: и в
Джон Уэйн и и Ким Дэрби в фильме Генри Хэтэуэя Настоящее мужество (1969)
Детский взгляд позволяет приблизиться к Уэйну чуть ближе, чем это традиционно позволяла нам камера, он позволяет перейти
Возможно, именно этого, последнего штриха не хватало гигантской, «больше чем жизнь», фигуре Уэйна. Который вполне сознательно, надо думать, играет не только себя, но эпоху на закате, целый жанр — с повязкой на левом глазу, как носил её Джон Форд. И в очередной раз оказывается идеальным её воплощением:
В отличие от братьев Коэнов, Хэтэуэй отрезал финал книги, где спустя десятилетия одинокая, богатая, несчастная Мэтти, так и не встретившая другого мужчины, хоронит Когберна на семейном кладбище и подводит итог: «Время просто ускользает от нас».
Это было бы слишком печально и, пожалуй, слишком очевидно.
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой