Рецензии

Понять все, что есть — «Сны поездов» Клинта Бентли

На Netflix уже пару недель как можно посмотреть грандиозно красивые и удивительно чуткие «Сны поездов», которым уже сейчас пророчат все важные номинации наградного сезона. О главном герое, эпических снах и маленьком большом человеке — в рецензии Александры Кузнецовой.

Роберт Грэйньер (Джоэл Эдгертон) знает о себе и о мире не так уж много. Родился в Айдахо, где-то в конце XIX века. Родителей не знал. Одним из его первых воспоминаний была массовая депортация китайцев. Следующим — встреча с умирающим человеком, которому Роберт принес воды в сапоге, а потом пошел своей дорогой дальше. К сорока годам он научился валить деревья, прокладывать железные дороги и не думать о лишнем. Но не чувствовать лишнего у него как-то все не получалось.

«Сны поездов». Реж. Клинт Бентли. 2025
«Благословение — видеть знакомое лицо»

Во время очередного строительства путей произошел инцидент, напомнивший сразу о двух детских кошмарах. Плотника-китайца силой оттащили от верстака и сбросили с высокого железнодорожного моста. В повести Дениса Джонсона «Сны поездов», по которой снят фильм, рабочие убили его за воровство на стройке. Но здешний плотник ни в чем не был уличен и даже обвинен. «Я помогу, только объясните, почему его…» — растерянно бормотал Роберт, незаметно для себя примыкая к стихийной разборке. Он пронес китайца лишь метр, пока тот не пнул его в живот. Но вина (или «проклятие» — как считал книжный Роберт) за убийство осталась с ним до конца жизни. И расплата тоже пришла.

Давно не претендуя на обретение смысла жизни или перемену участи, Роберт вдруг познакомился с прелестной женщиной. Скоро она стала для него всем. С Глэдис (Фелисити Джонс) они построили дом у реки, завели маленькое хозяйство, стали копить на свою лесопилку. У них родилась дочь Китти, розовый карапуз. Беспримесная любовь, укрытая в густом лесу. Хрупкий стеклянный шарик с миром внутри. Не семья вовсе — ее идея. Но работа Роберта опасна — каждое новое прощание будто обещало стать последним. Пока по очередному склону катились исполинские деревья, угрожая герою, но унося жизни лишь его соратников, беда пришла с другой стороны. Вернувшись, на месте дома Роберт застал лишь костровище своего недавнего, будто и не ему уготованного счастья. Оказалось, лишиться смысла жизни гораздо тяжелее, чем жить, его не зная.

«Сны поездов». Реж. Клинт Бентли. 2025
Такие люди в легендах превращались в горы, а их слезы в реки

Рубить, тащить, пилить, ошкуривать, сортировать, жечь малую часть добытого и снова рубить. Сутками, неделями, годами. Жизнь Роберта вернулась в прежнее русло. На валке леса нет друзей, потому что нет постоянных бригад. Почти все работяги — отшельники и странники без дома и семьи. Ленивого взрывника в исполнении Уильяма Х. Мэйси, которого Роберт видел чуть больше двух раз в жизни, он считал своим другом. «Благословение — видеть знакомое лицо». Невнятные истории бродяг, тихий шелест крон и глухой грохот поваленных стволов прерывали разве что редкие производственные происшествия. Одного убила отломанная ветка, по другим катком прошлось дерево, срубленное на склоне, до третьего (блестящий эпизод Пола Шнайдера в роли Апостола Франка) посреди нигде добрался старый враг.

Дело даже не в том, что лес забрал своих убийц. А в том, что все переплетено в этом мире — мертвое так же важно, как и живое. Лес не столько хранит память, сколько дает всему еще одну жизнь. От картины американского пейзажа, которую рисуют режиссер и оператор Адольфо Велозо, оторваться невозможно. Она совершенна. Поперек долгой голливудской традиции (превращения хаоса в космос, подчинения природы человеку) «Сны поездов» скорее рассказывают о том, что космос был до человека и останется после него. А единственным местом, где с рельс железной дороги нельзя будет сойти, останутся лишь сны. Роберту вечно снились поезда.

«Сны поездов». Реж. Клинт Бентли. 2025

Отпустив последние надежды, он стал ждать нисхождения некого священного знания, озарения. Но мудрость и кротость не наполнили его одним днем, а годами кольцевали ядро его личности, подобно тому, как крепнут деревья. Джоэл Эдгертон здесь безупречен. Он играет напуганное дитя, которое безропотно познает мир, без борьбы и сопротивления,  с немым вопросом в глазах. И подобно многовековым лесным гигантам, он упадет и не издаст ни звука. Такие люди в легендах превращались в горы, а их слезы в реки. Маленький большой человек, который так почти ничего и не узнал, но понял абсолютно все.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: