Контроль
Режиссер Тони Скотт
После трагической гибели Тони Скотта его фильмография вдруг обросла смыслами, которые никому не приходило в голову искать в ней раньше. На первый — невнимательный — взгляд он был «всего лишь» коммерческим режиссером, которого продюсерский тандем
Лучший стрелок. Реж. Тони Скотт, 1986
Так появился «Лучший стрелок» (1986), а следом — «Дни грома» (1990) с тем же Томом Крузом, поменявшим истребитель на гоночную машину. В «Лучшем стрелке»
Но не скованный никакими рамками гонщик из «Дней грома» на самом деле одержим контролем, ему нравится контролировать то, что по определению контролю не поддается: мчащийся на бешеной скорости болид. В одной из самых важных сцен в фильмографии Скотта героиня Николь Кидман бросает в лицо своему
Об этом же идет речь и в следующем фильме, который Скотт снял по заказу
Дни грома. Реж. Тони Скотт, 1990
В «Гневе» (2004) персонаж Вашингтона пребывает в расфокусе во всех смыслах: бывший наемник, уставший от убийств, топит прошлое в стакане, и, однажды, прикончив целую бутылку виски, стреляется. Но пистолет дает осечку — потому что никто не может предугадать, что случится в следующий момент, «ни в самолете, ни на треке, ни в жизни». Только тут эта мысль выражена иначе: «Пуля сама знает, что ей делать». Судьба посылает профессиональному убийце второй шанс — он становится телохранителем маленькой белокурой девочки, привязывается к ней, но защитить не может. Девочку похищают, она считается погибшей, и телохранителю остается только мстить — до тех пор, пока в финале она неожиданным образом не воскресает, чтобы он трагически обменял свою конченую жизнь на ее безопасность.
С этого фильма начинается период визуального расфокуса, бешеного монтажа и психоделической раскраски кадров в фильмах Скотта. Кинокритик Игнатий Вишневецкий предложил свою классификацию творчества Скотта. Он справедливо замечает, что, в юности учившийся на художника, Скотт так никогда и не переставал рисовать. В фильме «Гнев» персонаж Кристофера Уокена говорит о своем друге, наемном убийце: лучше всего в жизни он умеет убивать, в этом деле он подлинный художник, и как раз сейчас наверняка создает очередной шедевр. Тони Скотт иллюстрирует эту мысль, раздирая экран на части и раскрашивая в цвета дыма и пламени. Вишневецкий называет ранние фильмы Тони Скотта «экспрессионистскими» — потому что в них он играет светом и тенью и увлекается острыми углами и необычными ракурсами (как это видно уже в рекламе SAAB). Позднему же творчеству Скотта он дает определение импрессионизма, переходящего в абстракцию. Движение на экране распадается на цветовые пятна, психоделические кислотные цвета (Тони Скотт приятельствовал с Тимоти Лири) разъедают экран и атакуют сетчатку. А потом эти пятна цвета, собираясь, бьют точно по рецепторам обезоруженного зрителя, который не успевает считывать с экрана образы и вынужден иметь дело с пляской чистого цвета. В «Гневе» есть потрясающая сцена, когда Дензел Вашингтон, выгнав на улицу толпу танцующих в неоновых сполохах людей, взрывает дискотеку, раскрашивая экран оранжевым огненным цветом, а статисты так и продолжают танцевать, радостно воздев руки к небу на фоне горящего ночного клуба. Иногда кажется, что движение цветовых пятен Скотту интереснее самой логики рассказа, но это не так: он удивительным образом ухитряется всякий раз удерживаться в повествовательных рамках.
Багровый прилив. Реж. Тони Скотт, 1995
Со своим бэкграундом наемного постановщика Тони Скотт никак не вписывается в авторскую теорию. Но это только если считать ее примитивным разведением по разные стороны «независимых» и «коммерческих» режиссеров, а создателей блокбастеров держать за ремесленников, снимающих абы что, и не имеющих ни собственного стиля, ни темы. В случае Тони Скотта это не так. «Дежа вю» (2006), который он снова сделал с Брукхаймером (Дон Симпсон умер в 1996 году) и Дензелом Вашингтоном — это его опус магнум, его «Окно во двор», размышление о сущности кино как процесса подглядывания, в который необоримо хочется вмешаться. Потому что теперь ставки выросли: персонаж Вашингтона отныне хочет контролировать не бешеную гонку на треке, и даже не атомную подводную лодку, а само течение жизни. Самому решать вместо пули, которая все решила за него в «Гневе».
Коп из ведомства по борьбе с нелегальным распространением алкоголя и наркотиков смотрит, как на экране движется и живет женщина, умершая четыре дня назад. И ему бешено хочется ее воскресить. Он посылает ей в глаза блик фонариком — она зажмуривается. Техническое подразделение ФБР, придумавшее технологию подглядывания, на вопрос, как она работает, бормочет
Дежа вю. Реж. Тони Скотт, 2006
У персонажей Тони Скотта обычно всего один модус — бешеное движение вперед. Они все время
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко