Любовники. Смерти.
Темная вода. Черный, как будто непроницаемый для электрического света воздух. Снег.
Понятная каждому, кто проживал возле шестидесятой широты, безнадежная зимняя клаустрофобия, в которой рождается этот фильм, не оставляет даже тогда, когда синеватый зимний кошмар на экране сменяется блеклой весной, а затем и вполне пристойным северным летом — вся история, если судить по финчеровскому календарю, занимает около года. Время и пространство замкнуто как гроб — не вырваться. За этот год
Руни Мара в роли Лисбет Саландер
Наверно, нет смысла пересказывать сюжет книги, которая разошлась тиражом под сто миллионов экземпляров: тот, кто даже и не читал роман, наверняка смотрел скандинавскую экранизацию, осознанно второсортную (телевизионную, изворачивающуюся «восьмерками» и увлеченно следующую за сюжетом),
Дэвид Финчер, в отличие от авторов того фильма, которые, по всей видимости, изрядно поднаторели в понимании скандинавского характера, человек приезжий. Показательная ловля чертей в тихом омуте северной жизни не его забота. Явственно ощущается тоска, с которой режиссер берется за свою темную историю.
Дэниел Крейг в роли Микаэля Бломквиста
Седовласый глава владетельного шведского клана решается на последнюю попытку отыскать пропавшую
Репортер Бломквист хватается за распутывание шифровки в девичьем дневнике, а постановщику уже скучно — он отвлекается на прелестного котика. Играет с нами. Поначалу вообще кажется, что «Девушка с татуировкой дракона» — всего лишь складная с ремесленной точки зрения попытка коммерческой отработки успешного литературного материала. Такая безусловно финчеровская история, которую можно разобрать на элементарные частицы. Все это он уже снимал: таинственное дело сорокалетней давности («Зодиак»), отдаленный безжизненный остров
Тут добиваются эффекта новизны четко выдерживая ритм, нагнетая мрак (иногда совершенно буквально), удачно выбирая артистов. Режиссеру, в общем, не откажешь в чувстве юмора: только ленивый не отметил, что на роль репортера Бломквиста — этакой бабы в штанах — назначен нынешний Джеймс Бонд Дэниэл Крейг. Крейгу, очевидно, не по себе, он киснет, неумело затапливает камин, канючит, добивается невероятной достоверности, втираясь в доверие к вышеупомянутой кошке. В успех его расследования не верит до поры никто: ни заказчик, ни секретарь заказчика, ни подозреваемые. И причина даже не в том, что с момента преступления прошло слишком много времени, а в том, что следователь он, очевидно, никудышный, чересчур чувствительный, вялый, сломленный предыдущей неудачей, эмоционально зависимый. Другое дело — его напарница, у которой и память феноменальная, и мотоцикл спортивный, и положенные каждому супергерою девиации в наличии.
Финчер рад возможности свести своих героев лишь к середине фильма, так, что мы успеваем разглядеть их по отдельности — мощная барышня, которая готова, если что, остановить коня и дать в глаз, и нюня, который никак не может решить, бросил он курить или нет. Как только они сходятся в одном кадре, Финчер осознанно навязывает детективному триллеру иную интригу — романтическую. Первым делом герой Крейга моет посуду и подает завтрак. Взаимная симпатия вдруг становится залогом любви, которая в свою очередь оказывается наваждением, сладким облаком грез о невозможном будущем. Саландер влюбляется в свой объект наблюдения с поразительной для столь брутального существа нежностью. В финале, спасая своего избранника из лап злодея, она робко испрашивает права на месть: «Можно я его убью?» Подобных признаний в любви мы еще не слышали. Столь тонко о метаморфозах чувства Дэвид Финчер высказывался, наверно, лишь однажды — в прошлогодней «Социальной сети» (занимательно, что Лисбет и особу, разбившую сердце Цукерберга, играет одна и та же актриса — Руни Мара). Приятно наблюдать, что автор продолжает гнуть свою линию. Побольше романтики, мистер Финчер. Память изменчивого сердца, печальное тление страстей — темы куда более захватывающие, чем криптофашисты, разложенные свастикой кошачьи трупы или чистенькие подвальчики шведских чикатило. Сердце самый страшный маньяк. Ему не прикажешь.
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой