Террорист № 1
Сила и слабость
«В террор можно влюбиться», — так писал русский философ Василий Розанов. В вопросах страсти он разбирался. Как ни странно, на человеческом уровне, одновременно бытовом и метафизическом, этот афоризм объясним. Выберем все возможные определения человека и человеческого: человек — разумен, добр, глуп, зол, производителен, ленив, склонен к вере и безверию, счастлив, несчастен, смертен, но понимает, что есть вечность. Перестанем перебирать варианты. Остановимся. Человек — слаб. Дальше уже можно вертеть
Можно влюбиться в террор как в преодоление слабости. Кратчайшим, вернейшим путем. Вчера ты был никем. Ты был унижен и обижен. Ты всех боялся. Сегодня боятся тебя и таких, как ты.
Можно влюбиться в террор как в единственный способ добиться справедливости. Пример. Ярчайший. Бьющий в глаза.
С чего началась террористическая деятельность Rote Armee Fraktion в ФРГ? Со своеобразного выражения протеста против войны во Вьетнаме. С взрывов бомб в универсамах. Причем тут, спрашивается, Вьетнам? Ребята это растолковали. Западным обывателям плевать на то, что Вьетнам жгут напалмом, так мы им покажем, как это бывает… Забыли, как бомбили немецкие города? Так мы напомним… Хорошо или плохо такое напоминание — другой вопрос. Сейчас речь идет об истоках, которые, право же, недурно обозначил тишайший обыватель в философии, Василий Васильевич Розанов: «В террор можно влюбиться».
Исторические аналогии
Принято: они не работают. История одномоментна и неповторима. В этом её кардинальное отличие от социологии и политологии. История — река, в которую нельзя войти дважды. Выстрел в приёмной
Всё так, но всё же, всё же, всё же… Если уж верно то, что в конце пребывает начало, то не менее верно и то, что в истоке кроется итог. Хотим мы этого или нет, но родина политического терроризма — Россия. Во второй половине ХIХ века ирландские фении почём зря палили в английских колонизаторов; немецкие
Убийство Александра II 1 марта 1881 года.
Два лика террора и третий метальщик
Да. И сразу увидеть два лика террора в самом удачном, решающем ударе самой крупной и действенной террорной партии всех времен и народов — «Народной воли». Сейчас не так важно, что этот удар (удавшееся покушение на Александра II) привёл к разгрому означенной партии — к стратегической неудаче. Александр II под натиском террористов уже готов был пойти на уступки, уже готов был подписать указ о (скажем так) предпарламенте. После его гибели на престол взошёл его сын, Александр III, ни на какие уступки идти не собиравшийся. Да ему уже и не требовалось.
По
Рысакова вяжут. К нему подходит уцелевший (пока) император. Смотрит на убийцу. «Хорош…», молчит, потом добавляет: «Слава Богу!» Рысаков моментально отвечает: «Слава ли ещё Богу…» Внимание. Потом на допросах Рысаков выдаст всех, кого может выдать. Но выдавать он начинает уже сейчас. Его дело было убить и скрыться. Он не собирался погибать. Поэтому он предупреждает царя: «Слава ли ещё Богу…», то есть, кроме меня есть ещё метальщики, бегите, Ваше Величество. Метальщиков было ещё двое: Емельянов и Гриневицкий. Если бы царь не был так ошарашен — и не только бомбой, но и всем, что на него навалилось за последние три года, он бы отреагировал адекватно. То есть как можно скорее покинул бы место преступления.
Если бы не была так ошарашена охрана, то царя бы увезли. Но… после предупреждения он огляделся и пошел прямиком к молодому человеку, стоявшему у ограды. Это и был метальщик, Гриневицкий. Когда между ним и царём осталось шагов пять, он швырнул бомбу под ноги… себе и царю. Швырнул наверняка — чтобы и себя, и объект охоты. Вот это и есть два лика терроризма. Один — убить других, но самому спастись. Иной — сделать всё, чтобы убить, в том числе и ценой собственной жизни. Эти два лика есть в любом террорном акте. Есть те, кто не погибнет, ибо посылает на смерть других. А есть те, кто готов погибнуть сам.
Смертельно раненого царя укладывают в сани, чтобы везти во дворец. Поглубже засунув бомбу под мышку, помогает казакам погрузить царя… третий метальщик, Емельянов. Правильно: он единственный из собравшейся толпы, кто сохраняет ясную голову. Он ведь знал, что сейчас произойдет, и был готов к случившемуся. Интересная деталь. Разумеется, если после взрыва обнаруживается парень, который оперативнее и грамотнее всех ориентируется в адовом пространстве гибели и боли, то, скорее всего, он побывал в таких переделках, в таких горячих точках, которые всем прочим и не снились. Но вполне вероятно, что это… третий метальщик. Запасной, так сказать, вариант.
Организатор
Теперь стоит взглянуть на организатора. На того, кто всё это организовал, и как организовал! Он был уже арестован, сидел в Петропавловке, а машина, им запущенная, действовала чётко, без сбоев. О чём он и написал сразу же после удавшегося покушения новому царю, Александру III: «Если новый государь, получив скипетр из рук революции, намерен держаться в отношении цареубийц старой системы; если Рысакова намерены — казнить, было бы вопиющей несправедливостью сохранять жизнь мне, многократно покушавшемуся на жизнь Александра II и не принявшему физического участия в умерщвлении его по глупой случайности. Только трусостью правительства можно будет объяснить одну виселицу, а не две».
А. Желябов. Рисунок К. Е. Маковского.
Виселиц будет больше. Итак, Желябов Андрей Иванович, сын крепостного крестьянина Таврической губернии, недоучившийся студент Новороссийского университета в Одессе, народник, один из организаторов земледельческих коммун на юге России, подпольный псевдоним «Тарас» — кто он? Какой пример он показал потомкам? Какой пример — сейчас более или менее понятно, но вот кто он — этот вопрос не решён до сих пор. Возможны три варианта ответа.
Первый, напрашивающийся сам собой: гладиатор, революционный нетерпеливец, безумный фанатик.
Две другие версии относительно Желябова — взаимосвязаны; обе высказаны были в полемике. При всей внешней грубости этой полемики, сама по себе она была куда как серьезна и не проста. О Желябове заспорили Василий Васильевич Розанов, тот самый, что безапелляционно грохнул: «В террор можно влюбиться», и Пётр Бернгардович Струве, высокообразованный экономист и либеральный политик, будущий министр торговли и промышленности в последнем белом правительстве у Врангеля. Струве в одной из своих статей обронил: «Желябов — единственная политическая голова среди всех русских революционеров». В ответ получил яростную ругань Розанова. Цитировать не хочется. Хочется пересказать современными словами.
Какая «политическая голова»? О чем Вы, Пётр Бернгардович? Адреналинщик, придурок, которому всё равно, во имя чего швырять бомбы, лишь бы жизнь на краю гибели, а не скука, дрёма… Патологический убийца. Ему бы только кровавые заварухи устраивать, он в них как рыба в воде. После взрыва в Зимнем дворце, который он умудрился устроить с помощью краснодеревщика Степана Халтурина, на Украине крестьяне и городские низы громят еврейские местечки: жиды хотели убить
Убедительно. Тем удивительнее точка зрения либерала Струве. Он уверен, что Желябов — политик. Более того, гениальный политик, которого уродливые
Политика — искусство компромисса. И вот ещё один парадокс:
Желябов абсолютно убеждён, что счастье человечества может быть достигнуто только на социалистических путях. Он абсолютно убеждён, что счастье России может быть достигнуто только на пути крестьянского, общинного социализма. Но, как всякий настоящий политик, он прекрасно понимает, что
Поэтому Желябов обращался ко всем слоям населения: к молодым радикалам,
Остается — террор. С одной стороны — бомбы, с другой — деловое, компромиссное предложение. Вам не по нраву выборная власть, нам — капитализм. Мы идём на такой же компромисс, как и вы. Соглашайтесь, продолжите ваши реформы, начатые в конце пятидесятых. И ведь царь начинает соглашаться. Тактика начинает себя оправдывать. Накануне гибели он подписывает проект
Что даёт столкновение этих трёх точек зрения? Да только то, что все они верны. В Желябове было всё, о чем писали и Розанов, и Струве, и спустя много лет Трифонов: и революционное нетерпение фанатика, и адреналиновая страсть авантюриста, и трезвый расчет политика. Но если это так, то, значит, в любом террористе в той или иной мере есть те же качества, что и в террористе № 1, Андрее Ивановиче Желябове. Весь вопрос в том, как бы ослабить два первых качества и усилить третье? Два первых качества ослабляются
Казнь А. Желябова, С. Перовской, Н. Кибальчича и других первомартовцев 3 апреля 1881 года.
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой