Любовь, смерть и роботы — «Терминатор: Темные судьбы»
Последний бой для вечных героев: Сара Коннор и ее отчасти металлические друзья снова вступают в схватку с искусственным интеллектом. О попытке Джеймса Кэмерона снова рассказать знакомую историю докладывает Сергей Синяков.
Кто-то мог пропустить, но на днях премьер Медведев анонсировал: тех из нас, у кого не особо интересная работа, вскоре заменят роботы. На «Темные судьбы» можно сходить как минимум — но не только — за тем, чтобы посмотреть, как оно примерно будет на примере Мексики и трудовой династии Рамосов: девушки Дани (Наталия Рейес), ее брата и отца. Спойлер: ничего хорошего.
Придя поутру на завод и обнаружив на своих местах автоматы, эмоциональные Рамосы даже не успевают толком разволноваться на предмет, как им дальше жить. Потому что приходит время умирать. Вломившийся в цех Терминатор REV-9 в обличии слабовозмутимого брюнета (Габриэль Луна) по сравнению с родней у конвейеров — как косморобот Федор среди дисковых пылесосов. Но, в отличие от Федора, настроен не на хорошие дела, а на негатив и тотальное насилие. Хрясь — и нет у Дани брата. Шмяк — и нет отца. Едва не погибает и сама героиня, но ее спасает Грейс (Маккензи Дэвис), блондинка-киборг гренадерских статей из будущего. Будущее, в котором человечество почти уничтожено роботами в моментальной победоносной войне, в любом случае сложится так себе, но если позволить убить Дани, его не будет в принципе. В команду динамично вливаются Сара Коннор и Т-800 (Арнольд Шварценеггер), ныне Карл, портной-кустарь, шьет авторские шторы.
Кровь, беспредел, нищета, «родителей убили за банку тушенки».
Для многих, по счастью, девяностые — не только эпоха тушенки на крови, но и время прекрасных открытий, свобод и явлений, среди которых не на последнем месте — стремительно обросшая пеной культа ударная волна прорывных голливудских блокбастеров. Среди них на верхних строчках — два первых «Терминатора», по сей день самодостаточных и сюжетно, и даже технически, но стабильно вызывающих продюсерский зуд из разряда «можем повторить».
Месседж тупиковый, но в данном случае объяснимый хотя бы материально. Какими бы альтернативными сюжетными тропами не возвращались на экраны «Терминаторы» 2003-го, 2009-го и 2015-го годов, они всегда приходили за деньгами. И — пускай оплеванные и обшиканные — уходили не без них; ни одна из лент не провалилась, хотя и не сорвала сравнимый со сборами пращуров джекпот. «Темные судьбы» со всей очевидностью пришли опять-таки по деньги, хотя фильм ждали более прочих. Одно дело, когда про «можем повторить» верещит перебравший имперских стероидов диванный олух, и совсем другое, когда повторить обещает орденоносный дед — в данном случае даже три: в проект вписались не только Кэмерон и Шварценеггер, но и Линда Хэмилтон.
«Забудьте про все приключения роботов из будущего после «Судного дня» — примерно следующее сказал продюсер и сценарист Кэмерон. Легко, тем более, что они и так забывались сразу после выхода из кинотеатра. «Сделаем так же круто, как раньше», — услышала аудитория. И нельзя сказать, что чаяния обмануты. В первой же сцене авторы убивают ключевого персонажа саги, бескомпромиссно рубя тем самым сук, давший побеги для всех последующих «Терминаторов», и устремляются в путь из Мексики через Штаты с одного завода на другой — хайвеем, под водой и по небу (как и все лучшие кинобоевики, этот — road movie). REV-9 журчит не ртутью, но скорее нефтью и прирос дежурным гаджетом-клоном для технических нужд, но от здешних экшн-сцен не стоит, как встарь, ждать визуальной революции. Режиссер Кэмерон парит на иных орбитах: с 2021 по 2027-й год намерен отстреляться четырьмя «Аватарами». Впрочем, отсутствие прорывов не мешает «Темным судьбам», снятым автором «Дэдпула» Тимом Миллером, претендовать на позицию лучшего кино-аттракциона года.
Не стоит ждать от фильма капитального, со сносом несущих конструкций, ремонта мифологии: вместо «Скайнета» теперь «Легион», но это как смена вывески в виду перетасовки собственников (Кэмерон снова генеральный продюсер). Как не стоит ждать и, скажем, чрезмерного потакания актуальной повестке дня. Категоричность гендерного расклада, конечно, обращает на себя внимание. С другой стороны, куда женщинам-воительницам без солидарности с крепкими кулаками. Особенно в мире, где бесполая железяка всегда найдет общий язык с мужиками и просочится куда угодно, благодаря не кибер-технологиям даже, а кодовым фразам типа: «Да я дважды в Афгане был» или «Какая-то девка устроила бардак?».
«Терминатор» всегда был #MeToo.
Не ожидайте от картины устремленности в будущее. Эта самая сентиментальная во всей франшизе лента. Скорее, хорошее послесловие для первых двух частей, чем прочный трамплин для продолжения. Что-то подсказывает, что обещанных двух сиквелов может и не приключиться. Да и не нужно. Здесь, как в песне Окуджавы, ключевым героям дается то, чего у них не было. Саре Коннор — право быть охотником, а не жертвой и чеканить «I’ll be back» первой. Т-800 — реализовать мечту своего советского родственника Электроника и стать почти настоящим человеком: «Я отлично меняю памперсы, надежный, умею слушать и великолепно шучу». Обзавестись семьей, пить пиво, есть хот-доги, нормально стареть, сканировать с завалинки закат не цивилизации, а самый обыкновенный, вечерний, техасский, и чтобы к ногам ластился пес (в «Терминаторах», как известно, собак заводят, чтоб чуяли электрическую нелюдь, ну так вот).
Не хватает разве только романтической привязанности, и она в «Темных судьбах», стартовав от лютой ненависти, расцветает как никогда, загадочными эсэмэсками, по-рязановски неловкими служебными ситуациями («Не трогай меня!» под градом пуль), взглядами, многолетней выдержкой, расплавленным сердцем и несказанными словами. А кому, как не автору «Титаника», знать, что, если чем и можно угробить отличную историю любви, так это хэппи-эндом.
Не ждите повторения чудес девяностых, творите новые.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой