История

Теория запоя. Кино под градусом

Пьяницы в кино — что ими движет и куда они идут? Вопрос можно поставить и шире: зачем киногерои пьют? Детальное исследование отношений экранных личностей и алкоголя в статье Алины Росляковой из нашего номера о кровавом Сэме Пекинпа.

по поводу и без 

В «Кошке на раскаленной крыше» Ричарда Брукса отец мучил сына вопросом: «Почему ты пьешь?» Пока тот не признался: «Потому что мне стыдно». Сын пил, потому что ему было стыдно: он презирал жизнь, деньги, вещи и папину хлопковую империю, к тому же отец его совсем не любил. А отец пил — потому что ему нечего было стыдиться, а еще он не хотел умирать, к тому же сына любил как мог. Сильнее он любил только своего отца‐пропойцу, который умер, когда бежал от одного товарняка к другому, и оставил в наследство только старую военную форму и счастливую память.

СЕАНС - 90 СЕАНС — 90

Джек Лукас в «Короле‐рыбаке» Терри Гиллиама пьет по‐черному, потому что жизнь полетела к чертям. Генри Горацио Хобсон в «Выборе Хобсона» Дэвида Лина на своих «масонских собраниях» надирается до белой горячки назло дочерям. Мейбл в «Женщине под влиянием» Джона Кассаветиса не выпускает бутылку, потому что она — женщина на грани нервного срыва. Мужья в «Мужьях» — потому что им за сорок. В «Еще по одной» Томаса Винтерберга молодежь напивается, потому что вся жизнь еще впереди, а их отцы — потому что полжизни уже позади, но чего‐то они еще стоят. Арнесен Клей в «Днях вина и роз» Блейка Эдвардса — потому что слишком невинна и влюблена. Сьюзен Александр в «Гражданине Кейне» Уэллса — потому что уже через все прошла. Лиллиан Рот в байопике «Я буду плакать завтра» Дэниэла Манна пытается забыть смерть любимого и стать, как хотела мама, «лучшей певицей в мире», а потом — забыть вообще все, что было. А Генри Кинг в «Конце света» Эдгара Райта не желает помнить лишь то, что ему уже не семнадцать.

«Дни вина и роз». Реж. Блейк Эдвардс. 1962
Каков бы ни был повод напиться, пьяница фотогеничен, как кот на раскаленной крыше

Шон пьет, потому что он британец, и нет места лучше для противостояния живым мертвецам, чем паб «Винчестер». Бора в «Скупщиках перьев» Александра Петровича — потому что он цыган, и женщина поет, и кровь душу жжет. Коля в фильме Звягинцева «Левиафан» — потому что он русский, а «Ленинградские ковбои» у Каурисмяки — потому что они финны, играющие русских, везущих снежный рок‐н‐ролл на Запад. Филип Марлоу пьет, потому что он крутой детектив, Афоня — потому что размазня‐сантехник, Гэтсби — потому что загадочный миллионер, Генри Чинаски, герой Микки Рурка в «Пьяни» Барбета Шредера, — потому что он Чарльз Буковски, герои Буковски — потому что «вся земля кишит печальными людьми», а Дэвид Хольм в «Вознице» Шестрема — потому что может.

Потому что Мексика и жарко. Потому что Сибирь и холодно. Потому что Карибы, Хемингуэй и мохито. Потому что Советы, жулики и самогон. Потому что Чикаго, Аль Капоне и самогон брендовый. Потому что Дикий Запад. Потому что сухой закон. Потому что каждый округ — самый пьяный в мире.

Герой «Петли» Войцеха Хаса ответит:

«Потому что мне позвонили»

«Конец света». Реж. Эдгар Райт. 2013

бокалов бешеный конклав

Каков бы ни был повод напиться, пьяница фотогеничен, как кот на раскаленной крыше. В стекле разлита лихорадка — золотая, белая, красная, игристая, пенистая, огненная, мутная, прозрачная или черно‐бурая, точно «Ханаанский бальзам». От нее стекло искрится, бьется, кровит, оглушает — от нее краснеют, белеют, чернеют и зеленеют лица, луна скачет по лужам, растет температура, «летает хохот попугаем». Пьянице нужно время — он и есть само время, как старая алкоголичка, плетущаяся сквозь Париж в городской симфонии Альберто Кавальканти «Только часы». Ему нужно пространство, пьянство и есть — пространство, как кабак в «Лихорадке» Деллюка или кабаре «Эльдорадо» в фильме Марселя Л’Эрбье, искаженное предчувствиями болезни, любви и андалузского ветра, который «не надует паруса, но убьет человека».

Добрейший Генри Кинг и выродки из «Опасного пробуждения» Теда Котчеффа спаивали других, чтобы не допустить преступления — не испортить атмосферу.

Пары алкоголя превращают в салун любое место — кладбище ли, маяк ли, парк или электричку, — где душа теперь приглашена к путешествию. «Все эти одинокие идиоты сидят и надеются: вдруг зайдет какая‐нибудь тетка и унесет их с собой в страну чудес», — ворчал герой одного из рассказов Буковски. А спившийся писатель Дон Бирнам в «Потерянном уикенде» Билли Уайлдера посвятил целую поэму своей «рюмке мечты»: «Я иду по канату над Ниагарским водопадом. Я один из великих, я — Микеланджело, лепящий бороду Моисея, я — Ван Гог, рисующий чистый солнечный свет, я — Джон Бэрримор до того, как кино взяло его за горло, я Джесси Джеймс и два его брата, я вся троица, я Шекспир, и тут теперь — не Третья авеню, а Нил, и по реке плывет корабль Клеопатры, и пурпурные паруса напоены таким благоуханием, что ветер, млея от любви, к ним льнет». А в Петушках ни зимой, ни летом не отцветает жасмин.

Человек войны — Жизнь и злоключения Сэма Пекинпа Человек войны — Жизнь и злоключения Сэма Пекинпа

Но даже в самом жутком алкогольном делирии, когда стакан затягивает взгляд в бездонную тьму, нет ничего общего с фальшивой мефистофельщиной бэд‐трипа. Пьяный пьянит саму реальность, развязывая ей язык. Так обитательница нуара Эдварда Дмитрыка «Убийство, моя милочка» между парой стаканов виски невзначай предупреждала Филипа Марлоу, чтобы он ходил осторожнее — а то еще наступит на змей, которые здесь повсюду. Так и перед Бирнамом, оставшимся с виски один на один, вместо пурпурного благоухания Нила разверзались тени 1945‐го. Так в «Опасном пробуждении» адское нутро австралийской глуши выблевывало в ночь скульптуры из трупов кенгуру. Так обнажал свой оскал Оверлук.

Пьяные сталкиваются с пришельцами, зомби, сиренами и Возницами, как настоящие базеновцы‐неотомисты: верь в то, что ты видишь. В фильме «От заката до рассвета» Родригеса в стрип‐баре бандит взывал к священнику: «Я не верю в вампиров, но верю своим глазам». А если есть ад, значит, есть и ангелы, пусть даже они смеются как дети.

«Сияние». Реж. Стэнли Кубрик. 1980

человек с головою коня

А потому никто никогда не пьет в одиночестве.

Конечно, пьяницу поймет только другой пьяница, так что собутыльники — лучшие друзья, заклятые враги или навеки повенчанные, пока тянется песня бутылки. Сакральное: «Всем за мой счет!» — великий момент единения. «Вместе на небесах», — издевалась и одновременно умоляла Арнесен в «Днях вина и роз», завлекая обратно мужа, который спаивал ее когда‐то, а теперь решил завязать. «Если он принесет выпивку, то я уйду с ним», — предупреждала Генри Чинаски его буйная возлюбленная. «Виски или разговор, а то устрою тут погром», — грозил бармену Сэмми Райс, герой «Маленькой задней комнаты» Пауэлла и Прессбургера, искалеченный спец по минам.

«Пять человек, двенадцать пабов, шестьдесят пинт пива». Генри Кингу так важно спустя 20 лет убедить своих школьных друзей все‐таки пройти «Золотую милю» и добраться до финиша в полном составе. Для пьяницы так важно со‐участие.

Обычного гостя в пьяном мире вообще не всегда отличишь от гостя белой горячки 

Но, даже скрывшись ото всех, один он не останется. Во‐первых, сама выпивка — не безликое вещество, а персонаж с характером и чувством. Тяжелая бутылка мерцает, точно женщина в окне, искушая Сэмми Райса обезболить этот вечер, и все растет, и мучает, и распинает под тиканье часов. Неверной тонкой тенью она глядит из потайного места в люстре, нависая над Доном Бирнамом. Зато в самом народном фильме Уайлдера веселой фляжке‐подружке не терпится выскочить из‐под подвязки Душечки. В роуд‐муви Александра Пэйна «На обочине» «Шеваль Блан» 1961 года, укутавшись в бумажный пакет, сидит в забегаловке с ценителем вин Майлзом, которому осточертело ждать подходящего момента в жизни, состоящей из череды неудач, — и теперь он наливает заветное вино в бумажный стаканчик, празднуя свое сегодня. А в «Покидая Лас‐Вегас» Майка Фиггиса сияющая vodka везет Николаса Кейджа, точнее сценариста‐неудачника Бена, в последний в жизни отпуск.

Во‐вторых, хмель превращает людей в кукол — экспрессионистских сомнамбул или бродяжек Чарли, свинченных из гэгов, а кукол и вещи — одушевляет. Поэтому бродяжки обнимаются со столбами, а бывшая радиозвезда Джек Лукас изливает душу деревяшке Пиноккио.

Наконец, приходят гости. «Зверьки», обезьянки в соломенных шляпках, или крошечные русалки, как в «Теории запоя» Наталии Погоничевой, или стрекочущие старички из синей коробки, которые доводят Бетти, героиню «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, до вопля, до самоубийства. А может, повезет, и придет добродушный гигантский кролик, приятель Джеймса Стюарта в комедии «Харви» Генри Костера, или огромная белая мышь (утренний посетитель Хобсона). Колюн в «Друге» Леонида Квинихидзе поначалу в ужасе от «друга» — говорящего ньюфаундленда, который рассуждает разумно и трезво, а выглядит как дьявольский пес‐переросток, — но потом к нему привыкает.

«Выбор Хобсона». Реж. Дэвид Лин. 1954

Обычного гостя в пьяном мире вообще не всегда отличишь от гостя белой горячки — будь он Черным человеком или добрым самаритянином. В фильме Брюса Робинсона «Уитнэйл и я» сосед главного героя, неудачника‐актера, выглядит его двойником, с лицом, пропитым до белой маски. К Дэвиду Хольму, допившемуся до смерти на кладбище в новогоднюю ночь, приезжает бывший собутыльник, чтобы передать место Возницы. А к Джеку Лукасу на пороге смерти капровским ангелом является рыцарь Пэрри, свихнувшийся преподаватель истории, которому Джек сломал когда‐то жизнь. И два алкоголика сквозь карнавальный бездомный Нью‐Йорк отправляются на поиски Святого Грааля, спасая друг друга.

ангелы и демоны

Пьяный не уважает границ, потому что всё в расфокусе, да и географ глобус пропил. Он тревожен, он возбужден, его качает и тошнит, он слишком прям, но все время сбоит, ему то и дело нужно выпустить пар, он запивает сушняк из аквариума. Его цветы всегда подвядшие, рукав всегда в тарелке, машина в лучшем случае в чужом заборе. «Он перебил все лампочки каблуками моих туфель, а меня это даже возбуждало», — делилась Стелла воспоминаниями о первой брачной ночи со Стэнли Ковальски в «Трамвае «Желание»» Казана. «Он говорит, что мы были животными, облили полицейского бензином», — где‐то в Пуэрто‐Рико один пьяный газетчик наспех переводит полуправдивые показания другому, герою Джонни Деппа Полу Кэмпу, в «Ромовом дневнике» Брюса Робинсона. «Не трогай меня за руку, Хадчес, или я не смогу ее контролировать», — любезно предупреждает Барри Трэксел, герой фильма «Сьюзен и бог» Джорджа Кьюкора, заявившись на вечеринку, где его никто не ждал.

На вопрос: «Может, тебе не стоит столько пить?» — он взрывается: «А может, мне не стоит столько жить?!»

Невзрачный семьянин в «Мужьях» звереет и бросается на жену. Зять в «Днях вина и роз» уничтожает оранжерею свекра. Куба Ковальский в «Петле» дерется с уличным рабочим, потому что все вокруг каждую секунду его задевают. Ценитель вин Майлз устраивает скандал и хлещет красное из ведра в дегустационном зале. Бывший футболист Брик в «Кошке на раскаленной крыше», хоть и ковыляет с костылем, переворачивает весь дом вверх дном. Генри Чинаски каждый вечер устраивает шоу — дерется за деньги с барменом. Хобсон просыпается однажды утром в чужом подвале. Тот, кто уже под парами, непредсказуем, точно Джеки Чан, освоивший в «Пьяном мастере» стиль восьми богов‐пьяниц. Может, он ударит тебя, а может, обнимет и поцелует, может, заснет, а может, запляшет и запоет, может, расплачется, а может — прорубит дверь топором. Here’s Johnny!

Скатываясь с крыши, он надеется пролететь всего один этаж. На вопрос: «Может, тебе не стоит столько пить?» — он взрывается: «А может, мне не стоит столько жить?!» Что ему до кроя костюма и чужих церемоний? Но дело не только в том, что алкоголик — черное зеркало, как Зилов в «Отпуске в сентябре» Виталия Мельникова. Или сам себе режиссер мрачной комедии, как герои «Кто боится Вирджинии Вульф?» Майка Николса. Или камертон совести, как отец и сын в «Кошке на раскаленной крыше». Или одновременно король, бунтарь без причины и крыса без зубов, как Генри Чинаски. Дело не только в Lawless со вкусом кукурузной водки.

Пьяницы и проститутки, презираемые честным людом, лучше всех понимают друг друга. Как Даллас и док Бун, когда вышагивали «вперед к гильотине», покидая город в «Дилижансе» Джона Форда, который точно знал, что не ждет ничего хорошего город, где обижают пьяниц и проституток. Но дело даже не в этом.

«Пьянь». Реж. Барбет Шредер. 1987

Дело в чутье к сумеркам, в том неясном моменте, когда забывается смешное словечко «транс‐ценден‐таль‐но», а душа меж тем уже гуляет сама по себе. По улицам, мостам и перронам, где рыщут черти, где ангелы повсюду. Деревенщина в «Соломенных псах» Пекинпа одержима бесами, как Джонни — Оверлуком. За душу Дэвида Хольма идет борьба всю долгую полночь. Бывший гангстер Эдди Бартлетт в «Ревущих двадцатых» Рауля Уолша жертвует собой и погибает, распятый на ступенях собора в канун Рождества. Выпив последнюю рюмку, идет на гибель и мятущийся якудза Мацунага, герой Тосиро Мифунэ в «Пьяном ангеле» Акиры Куросавы. А Генри Кинг бросает вызов инопланетному разуму, наскоро подменившему всех земных неудачников их лучшими клонами, потому что тоже знает, что все должно быть «медленно и неправильно», что душа — неподдельная неудачница.

Школьные учителя в «Еще по одной», апологии неумеренных возлияний, начнут свое пьянство как эксперимент по «раскрепощению», а закончат как танец свободы, посвященный их утонувшему товарищу — и дочери режиссера, погибшей вскоре после начала съемок.

«Еще по одной». Реж. Томас Винтерберг. 2020

Голливуд не мог не оживить однажды в пьянице миф о Санта‐Клаусе: чтобы из‐под свалявшейся ваты торчала щетина Билли Боба Торнтона, который в «Плохом Санте» Терри Цвигоффа шутливо напоминает всем о жертве Эдди Бартлетта.

Амнезия: история вопроса Амнезия: история вопроса

Пограничье пьяного «транс‐цен‐ден‐таль‐но».

И есть еще бармен, особый случай. Тот, кто по ту сторону стойки. Пьет «по одной» и ни одной не разбивает. Когда надо, дерется, когда надо — разнимает. Разливает лихорадку, протирая упавшие капли, и намекает, если надо: «Не пора ли тебе домой?» Стражник в воротах рая и последний оплот доверия для тех, кто боится смотреть людям в глаза. Все видит, все слышит, все замечает. Не пьянеет и всегда следит за словами. «Виски или разговор».

Дон Бирман уже был готов пустить себе пулю в лоб, и никакие мольбы любимой его бы не остановили. Но в последний момент бармен ворвался к нему домой: принес печатную машинку, которую как раз выкупил из ломбарда. «Транс‐цен‐ден‐таль‐но» трезвый Бенни, герой «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Пекинпа, из самой могилы, сквозь ливень из гильз и крови, с гниющей головой своего друга в мешке добрался до того, кто ее заказал, — лишь бы ни одна мразь не получила ни денег, ни головы. А улыбчивый Ллойд в «Сиянии» был главным знаком того, что в Оверлуке жасмин не цветет ни зимой, ни летом, никогда. И он тоже прекрасно расслышал, когда Джонни сказал, что «душу бы продал за стакан».

«Каждый может не быть пьяницей, а чтобы быть им, нужен талант и выносливость»
«Потерянный уикенд». Реж. Билли Уайлдер. 1945

пепельный вкус похмелья

«В диалектике трезвости и пьянства высшая ступень — похмелье», — писал Михаил Эпштейн
о Веничке Ерофееве. Смиренное похмелье, из‐за которого сходит и гордыня трезвости, когда дорога ровно стелется под ногами, и гордыня пьянства, когда она услужливо вьется. Когда трезвому все на свете ясно, а пьяному все нипочем.

На экране, конечно, все больше гордецы: кто рвет рубашку на груди, потому что «тесно покровам на их горячей, искренней душе», кто делает вид, что «не просто застрял в преисподней, но еще и плюет на нее», кто зажигает над адом китайские фонари. Но те, кто не успеет, как Бланш Дюбуа, окончательно сойти с ума до нового рассвета, вернутся к похмелью «по ту сторону пьянства»: на пустынном пляже, как в «Обыкновенном безумии» Марко Феррери, где голый ангел смотрит вслед поэту, или в свадебной «буханке», как в «Горько» Жоры Крыжовникова. Сквозь похмельный город бредет весь в испарине и крови Джон Грант, главный герой «Опасного пробуждения», некогда тоже весьма горделивый учитель. В подлинный похмельный город выходит из павильона Дон Бирман, чтобы донести свою жизнь до ломбарда.

Герои Буковски бухали, чтобы жизнь была «проста и лишена боли», да и все же «бодун лучше психушки». Однако именно поэтому Генри Чинаски заявлял, что «каждый может не быть пьяницей, а чтобы быть им, нужен талант и выносливость». «По ту сторону» — либо церковь АА, где необходимо уверовать, что «мир без алкоголя — прекрасное место», либо смирение перед миром, который дает опохмелиться в кредит.

«Трамвай «Желание”». Реж. Элиа Казан. 1951

Доктора — отдельный вид экранных пьяниц, они немного похожи на барменов, когда какой‐то несчастный нуждается в них. Или на Сэмми Райса в «Маленькой задней комнате»: тот все‐таки откупорил свою «бутылку победы» очередной страшной ночью, а наутро отправился к морю, чтобы, обливаясь потом под солнцем, обезвредить нацистскую бомбу, такую же, как та, что разорвала на куски его друга. Для музыканта, журналиста, писателя будто вовсе и не обязательно трезветь. Стивен Кинг свидетель, можно написать во хмелю сотни страниц и не вспомнить потом ни строчки. Доктор же должен пить так, чтобы не дрогнул скальпель, они всегда немного «по ту сторону» запоя, все немного Астров.

Всех доставший медбрат Олег в «Аритмии» Хлебникова тоже играет не по правилам, когда днем посреди поля разрезает грудь обгоревшему ребенку, чтобы тот смог вздохнуть и дождаться хирургов. Док в «Дилижансе» не боится смерти: «Я не только философ, я фаталист», — но выпьет много черного кофе, прежде чем принимать роды, начавшиеся у пассажирки на полпути, в хижинке посреди пустыни. А после, как и его коллега, хирург «Док» Холлидей из другого вестерна Форда «Моя дорогая Клементина», опрокинет еще по одной. Хотя все запомнили красавца Мифунэ, «пьяным ангелом» в фильме Куросавы на самом деле был старый и вредный доктор Санада, сражающийся с бациллами туберкулеза на послевоенных болотах.

Пьяный маршрут — «аффективная топология»

Ничтожный сартровский Жорж, герой Жерара Филипа в «Горделивых» Ива Аллегре, опустившийся доктор, застрявший в мексиканской глуши, лучше всех убирает чужую блевотину и весело пляшет за бутылку до потери сознания. Насквозь пропитанный потом, болью, грязью и текилой, в ежедневном похмелье он изживает из реальности тезис «ад — это другие», когда в разгар эпидемии тифа переносит голыми руками умирающих шлюх и детей. И тиф к его рукам не прилипает.

безбилетники

Алкогольный маршрут по Берлину, который прокладывают богатая иностранка и ее бездомная двойница в «Портрете пьяницы» Ульрике Оттингер, — это, как и гласит подзаголовок, «Поездка без возврата». Генри Кинга и его друзей в конце «Золотой мили» ждет пылающий паб The World’s End, а всю планету — постапокалиптическое похмелье. Лили из «Я буду плакать завтра», кружась по краю стакана, дойдет от фешенебельных баров до вшивых притонов, хотя и сможет оттолкнуться обратно от последней черты подоконника.

Пьяница обязательно куда‐нибудь поедет, даже если ему все равно куда, «в Африку, в Россию или в Китай». «Если ты едешь в Лондон, и ты едешь в Лондон, то и я еду в Лондон», — решали, не желая возвращаться из загула, мужья в «Мужьях». Джек Лукас все‐таки достал для Пэрри Святой Грааль. Витя в фильме Велединского «Географ глобус пропил» все‐таки сводил учеников в поход, чтобы они сами прошли смертельные пороги и заодно повзрослели. А Дэвид Хольм и Женя из «Иронии судьбы» прокатились сквозь новогоднюю полночь, хоть последний и проспал всю дорогу.

«Скупщики перьев». Реж. Александр Петрович. 1967

Пьяный маршрут — «аффективная топология», когда идешь к Кремлю, но попадаешь на Курский вокзал, едешь в Петушки, но упираешься в Красную площадь. «Я шел по дороге, было пыльно, грязно и жарко, и штат, наверное, был Калифорния, хотя в этом я уже не уверен», — рассказывал герой Буковски. Иные понимают, что им не сбежать, как Джон из «Опасного пробуждения», который отдал все, что у него было (ружье), чтобы добраться из проклятой Яббы в Сидней, но водитель грузовика вернул его обратно и оружие тоже вернул, чтобы было, если что, чем застрелиться. Иным все же везет, как Полу Кэмпу, который, даром что не Джек Воробей, угоняет яхту и все‐таки бежит из Сан‐Хуана.

Одни возвращаются домой, другие — тоже, только там их ждет петля, как Кубу Ковальского. В «Затухающем огоньке» Луи Маля потерянная душа Алена, алкоголика в завязке, который так и не поверил, что мир — прекрасен, отправляется в парижскую Одиссею, чтобы Париж сам привел его к единственно желаемой развязке. Другой алкоголик в завязке, Джастин из судебной драмы Клинта Иствуда «Присяжный номер два», наоборот, поверил и в то, что мир ничего, и в то, что он сам — хороший, и в то, что жизнь только начинается, а потому тоже вернулся домой, не сознавшись в своем преступлении и отправив в тюрьму невиновного человека.

Судебная драма. История вопроса Судебная драма. История вопроса

У Генри Кинга не было дома, возвращаться ему было некуда. Он взошел на заветный холм, с которого видно, как догорает молодость, — а потом отправился покорять новую «Золотую милю» с брошенными подростками‐клонами, которых теперь все шпыняют и для которых он будет с оружием заказывать воду в баре.

Любой запой — роуд‐муви, даже если герои не двигаются с места или качаются в вагоне метро, как два алкаша‐фаталиста в доке «Куда мы едем?» Руслана Федотова. И пока мир «не кончится или не распахнется навеки», и поезд этот не придет на конечную.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: