1993 — Квентин Тарантино признается в любви к итальянским хоррорам
Киноманская радость: сделанный Русланом Ахметовым перевод архивного интервью Квентина Тарантино журналу Giallo Pages. Два киноманьяка увлеченно вспоминают несколько десятков любимых картин, скорость движения зомби, любовь ко всякому трешу, работу Харви Кейтеля у Дарио Ардженто и ассортимент видеомагазинов.
Что Харви Кейтель рассказывал о своей работе с Дарио Ардженто?
Он снялся в «Двух злобных глазах» и еще в одном итальянском фильме, «Деле Назаретянина»…
Кроме того, он сыграл у Роберто Фаэнцы в «Убийце полицейских». В этом фильме также снялся Джонни Роттен.
«Убийцу полицейских» мы с ним не обсуждали, а вот Дарио ему понравился. Харви говорил, что в будущем они смогут еще раз поработать вместе. Дарио так и сказал ему: «От тебя я узнал об актерской игре больше, чем от кого-либо другого».
1982 — Квентин Тарантино о Джоне Милиусе
Кейтель сыграл отлично, как и всегда, но, в целом, я не в восторге от второй половины фильма…
То есть, новелла Джорджа Ромеро тебе понравилась, а «Черный кот» — нет?!
Я не фанат Ромеро, поэтому особых надежд на его часть фильма не возлагал. Она оказалась неплохой, а вот от Ардженто я ждал совсем другого — и, как оказалось, зря. Такое впечатление, что он многим пожертвовал ради того, чтобы вписаться в рамки американского мейнстрима.
Есть такое дело, но мне фильм все равно понравился. Я считаю, что это первая со времен «Суспирии» его работа, которая хороша от начала до конца.
Тим Рот, который тоже сыграл в «Бешеных псах», едва не получил роль в «Травме».
Да, но не так хороша, как его предыдущие работы, как по мне. В других фильмах Ардженто есть проходные моменты, но есть и ударные, и они на голову выше всего, что показано в «Двух злобных глазах».
У фильма есть свои достоинства. Таких крутых вещей, вроде иголок под глазами героини, как в «Опере», там нет. Но все-таки это фильм Ардженто, и он не нуждается ни в каких оправданиях.
И там есть Харви Кейтель, который играет лучше большинства актеров, работавших с Ардженто.
Харви в этом фильме очень хорош, смотреть на него — одно удовольствие. Картина не заслуживает снисходительного отношения. В ней полно всякой крутой дичи и операторская работа мне тоже понравилась. Фильм классный, я им остался очень доволен, хотя многие его разругали. Харви тепло отзывался о Дарио, ему понравилось с ним работать. Тим Рот, который тоже сыграл в «Бешеных псах», едва не получил роль в «Травме». Ему пришлось отказаться от нее в последний момент. Он большой фанат Дарио Ардженто, а я обожал итальянские фильмы еще с тех пор, когда был подростком.
Они были хорошо представлены в американском прокате?
В шестидесятых — да, но настоящая популярность этих фильмов пришлась на начало восьмидесятых, когда началась эпоха видеокассет. Сейчас на американском рынке нет места для дублированных фильмов. Но в то время видеомагазины закупали все подряд: фильмы Сирио Сантьяго, Антонио Маргерити, Энцо Кастеллари и многих других. Их активно крутили в кинотеатрах в семидесятых, но эта эпоха ушла…
…когда начали закрываться грайндхаусы.
Да. Я начал увлекаться всем этим благодаря Марио Баве.
Он сильно недооцененный режиссер.
Мартин Скорсезе превозносил его имя долгие годы. После Бавы я увлекся спагетти-вестернами и такими режиссерами, как Серджо Соллима. Здорово, что у вас в Великобритании есть ребята, которые привозят такие фильмы, ничего подобного в США нет. Я мечтаю увидеть спагетти-вестерн, снятый Линой Вертмюллер, но его нигде не найти. Здесь я впервые смог посмотреть «Лицом к лицу» Серджо Соллимы.
Оригинальное название «Апокалипсиса каннибалов» — «Апокалипсис завтра»
А как тебе фильмы Корбуччи?
Они неплохие, но «Лицом к лицу» и «Сдавайся и расплатись» (его я ценю больше всех) Соллимы просто великолепны. Дамиано Дамиани, снявший «Пулю для генерала», «Признание комиссара полиции прокурору республики» и «Амитивилль 2», тоже хороший режиссер. И, конечно же, Серджо Леоне… Затем я открыл для себя Энтони Доусона1.
1 Псевдоним Антонио Маргерити — примеч. ред.
Я бы запросто мог переименовать журнал в «Информационный бюллетень для фанатов Антонио Маргерити». Он снял множество картин в самых разных жанрах. Какую из них ты посмотрел первой?
Первым фильмом, который я смотрел, точно зная, что его снял Доусон, был кунг-фу вестерн «Незнакомец и стрелок» с Ли Ван Клифом и Ло Лье. Я коллекционирую фильмы Маргерити. Мне и моим друзьям нравятся его ранние картины, такие как «Замок крови» и «Длинные волосы смерти». Мой любимый фильм у него — «Апокалипсис каннибалов».
Часто случалось, что хозяева видеомагазина закупали несколько копий одного и того же фильма, не подозревая об этом
Я недавно брал интервью у Джона Моргена2, который сыграл в «Апокалипсисе каннибалов».
Я помню его по многим фильмам. Буду рад прочитать интервью с ним! Он сыграл…
… в «Каннибалах» Умберто Ленци.
И в «Городе живых мертвецов» Лючио Фульчи. Мне нравятся «Апокалипсис каннибалов» и «Последний охотник». Забавно, как эти фильмы издавались и переиздавались в США. Доусон снял целую кучу фильмов про войну во Вьетнаме — «Последний охотник», «Торнадо» и так далее, еще до выхода в прокат «Рэмбо». По сути, это были попытки нажиться на успехе «Апокалипсиса сегодня» и «Охотника на оленей». Он был большим мастером по этой части.
2 Англоязычный псевдоним актера Джованни Ломбардо Радиче — примеч. ред.
Оригинальное название «Апокалипсиса каннибалов» — «Апокалипсис завтра».
Именно. Когда в Штатах стали показывать фильмы про Рэмбо, то американские дистрибьюторы выпустили версии «Охотника на оленей», снятые Доусоном, под видом клонов «Рэмбо».
Похожая ситуация была с «Отсчетом тел» Руджеро Деодато. Этот фильм сочли подражанием «Пятнице 13», которая, по сути, является переложением «Кровавого залива» Марио Бавы на новый лад.
Верно!
Это еще большой вопрос, кто кому подражает.
Именно так. Доусон снял еще один фильм, который мне понравился, он называется «Выбери трудный путь».
Это фильм, где герои ищут карту, вытатуированную на женской заднице?
Нет, это было в «Незнакомце и стрелке».
Точно. Здесь фильм известен под названием «Кровавые деньги», вот я и запутался.
Потом я увлекся фильмами про мафию. Режиссер номер один в этом жанре — Фернандо Ди Лео, его смело можно назвать итальянским Доном Сигелом. Он снял кучу картин. Два его фильма неоднократно переиздавались в США — «Хозяева города» с Джеком Пэлансом и «Охота на человека» с Генри Сильвой и Вуди Строудом. Их могли выпускать сразу пять разных компаний, каждая из которых придумывала новое название. Из-за этого часто случалось, что хозяева видеомагазина закупали несколько копий одного и того же фильма, не подозревая об этом.
«Водолей» лучше любого фильма Ардженто
А на обложке можно было найти изображение из совсем другой картины.
В США такое случалось даже со «Злыми улицами»! На коробке с фильмом красовалось изображение из «Побега». «Хозяева города» выходили под следующими названиями: «Большой босс», «Мистер „Лицо со шрамом“», «Сицилийский связной» … Фернандо Ди Лео крутой режиссер, а «Охота на человека» — отличный фильм. Я почти уверен, что именно он снял еще одну классную картину под названием «Закон улиц»3. Это один из моих любимых экшн-фильмов 70-х с участием Франко Неро. Вместе с ним в картине снялась Барбара Бах. Это потрясающий фильм в духе «Жажды смерти». Франко Неро выступил в роли простого, смирного парня, который вынужден встать на путь отмщения. Ди Лео снял много крутых фильмов — иногда там играет топовый в Италии тех времен актер наподобие Франко Неро и Томаса Милиана, а иногда какая-нибудь американская звезда вроде Кристофера Митчема. Он снялся в «Рикко» — хороший, кстати, фильм. Роберт Блейк сыграл в «Человеке с жесткой кожей», это было еще до сериала «Баретта». И вот что интересно: неважно, кто в главной роли — американец или итальянец, босса мафии там всегда играет угасающая звезда из США, будь то Мартин Болсам, Ли Джей Кобб, Ричард Конте или Артур Кеннеди. Ален Делон снялся в хорошем итальянском фильме про мафию под названием «Крупный калибр», он выходил в американский прокат. У Ричарда Конте там роль крупного мафиозо, он очень хорош.
3 «Закон улиц» снял не Фернандо Ди Лео, а Энцо Кастеллари — примеч. ред.
Телли Савалас снялся во множестве таких фильмов.
Да, у него за плечами целая куча итальянских фильмов. Когда пошла мода на фильмы про мафию, Серджо Соллима стал снимать их вместо спагетти-вестернов. Лучшей его работой в этом жанре стала «Семья» с Чарльзом Бронсоном, Джилл Айрленд и Телли Саваласом. В Великобритании фильм, скорее всего, известен под названием «Город насилия» — таково оригинальное название этой потрясающей картины, сценарий к которой написала Лина Вертмюллер. Поразительно, что «Семья» — это самый что ни на есть ремейк фильма Жака Турнера «Из прошлого» с Робертом Митчумом.
Квентин Тарантино о Серджо Леоне
Который был переснят под названием «Несмотря ни на что».
Это официальный ремейк. А здесь тот же сюжет, только Бронсон не детектив, а киллер, Телли Савалас вместо Кирка Дугласа и Джилл Айрленд в той же роли, что и Джейн Грир. Замечательный фильм. Кроме того, Соллима сделал ремейк своей же картины, перенеся сюжет «Сдавайся и расплатись» на современную почву. «Револьвер» известен под разными наименованиями, я смотрел его под названием «Кровь на улицах». Оливер Рид сыграл ту же роль, что и Ли Ван Клиф в «Сдавайся и расплатись». Еще мне нравятся такие режиссеры, как Альберто Де Мартино и Дуччо Тессари.
Тессари снимал не только вестерны. У него есть парочка отличных джалло: «Труп появился вчера вечером» и «Окровавленная бабочка» с Хельмутом Бергером.
Да! Есть один отличный итальянский криминальный фильм, не помню, кем он был снят — возможно, Фернандо Ди Лео. Он называется «Зверь с автоматом», и в главной роли там Хельмут Бергер. Он играет настоящего отморозка и ведет себя под стать названию фильма4. Он абсолютно чокнутый убийца, на хвосте которого висит полиция. Крутой фильм! Альберто Де Мартино тоже отличный режиссер.
4 Режиссер «Зверя с автоматом» — Серджо Греко. Именно этот фильм смотрят по телевизору Луис Гара (Роберт Де Ниро) и Мелани (Бриджит Фонда) в одной из сцен «Джеки Браун» — примеч. ред.
Он снял шикарный фильм под названием «Сверкающий „Магнум“».
Это который?
Тот, где сыграл Гэйл Ханникат, а в роли детектива выступил Стюарт Уитман.
Он выходил в Штатах под таким вычурным названием, как «Странные тени в пустой комнате».
Криминальные фильмы, японские, гонконгские, итальянские или картины Жана-Пьера Мельвиля, по сути, рассказывают одни и те же истории, но по-разному
Похоже на перевод оригинального итальянского названия фильма5. Там есть отличная сцена автомобильной погони.
Да, она крутая.
5 На самом деле, название в духе джалло фильму «Специальный „Магнум“ для Тони Саита» присвоили для проката в США — примеч. ред.
А также схватка в стиле кунг-фу с бандой трансвеститов в пентхаусе на крыше небоскреба.
В фильме снимались Джон Сэксон и Мартин Ландау.
И Тиса Фэрроу. Это выдающийся образец жанра.
Мне очень нравятся фильмы Альберто Де Мартино: «Холокост 2000», «Антихрист» …
Оператором последнего был Джо Д’Амато.
Да ладно?
Когда он стоял за камерой, то всегда пользовался своим настоящим именем — Аристиде Массачези. Кстати, как тебе его фильмы?
Забавно, но я не видел многих его работ. Микеле Соави очень благодарен Джо Д’Амато за то, что тот дал ему возможность снять свой первый фильм.
Это так здорово, что он не отнесся к нему, как к какому-нибудь трешмейкеру.
Так не поступают с теми, кому ты обязан своей карьерой. Именно Джо Д’Амато, а не Дарио Ардженто, был тем, кто дал ему такой шанс. «Водолей» — лучший фильм Соави!
Безусловно!
«Водолей» лучше любого фильма Ардженто. Сравнение с ним выдерживают разве что некоторые сцены из «Оперы». Я обожаю «Оперу», но этот фильм не одинаково хорош от начала до конца, как «Водолей». Та сцена, где героине впервые приклеивают иглы под глаза — это, конечно, что-то с чем-то! И все-таки я считаю «Водолея» лучшим итальянским хоррором восьмидесятых, а Микеле — самым талантливым режиссером в современной Италии. Надо будет посмотреть фильмы Мариано Баино, о котором ты так восторженно отзывался.
Он как-то пришел к Соави и показал ему свои работы. Говорят, Микеле сказал ему: «Ты нам всем утрешь нос, когда серьезно возьмешься за дело».
Ого! Жду не дождусь возможности посмотреть его фильмы.
Ты очень хорошо разбираешься в итальянских хоррорах. Все знают о том, как на твой фильм повлиял кинематограф Гонконга. А есть ли в «Бешеных псах» отсылки к итальянским хоррорам?
Как и в случае с гонконгским кинематографом, я не могу уверенно сказать, в каких именно сценах чувствуется это влияние.
У меня одна претензия к «Пожирателям плоти» — герои фильма не умеют быстро оборачиваться
Когда я смотрел нашумевшую сцену, в которой связанный коп вынужден наблюдать за Майклом Мэдсеном, мне вспомнилось героиня «Оперы», тоже связанная и с иглами под глазами.
Интересная аналогия, но это не сознательная отсылка. Криминальные фильмы, японские, гонконгские, итальянские или картины Жана-Пьера Мельвиля, по сути, рассказывают одни и те же истории, но по-разному. Это объясняется разницей в культуре и менталитете, что крайне интересно для меня. А сюжет, как правило, везде одинаковый, ну ты понял: киллер должен выполнить какое-нибудь задание, но не делает этого, за это убивают его подругу, после чего он сводит счета с главарем.
Это своего рода архетип.
Итальянцы, японцы, гонконгские режиссеры — все воплощают его по-своему. Я пересмотрел целую кучу таких фильмов. Поэтому меня и взяли на работу в видеосалон, я типа эксперт в области кино.
Эксперт-самоучка, ведь такое в киноинститутах не показывают.
Фильмы Энтони Доусона в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе не изучают, это уж точно.
А зря.
Согласен. Я фанат таких режиссеров, как Доусон или Энцо Кастеллари, потому что они знают свое дело. Доусон, конечно, халтурщик, но толковый, и смотреть его фильмы одно удовольствие. У Кастеллари есть проходные работы, вроде «1990: Воины Бронкса» и клонов «Безумного Макса», но он также является режиссером, работавшим с Франко Неро больше, чем кто-либо другой.
«Кеома» — их детище.
Да, а также несколько отличных криминальных фильмов. Он снял «Бесславных ублюдков», одну из лучших итальянских эксплуатационных картин.
Это тот фильм, в котором группа американских солдат выдает себя за гестаповцев.
Да, они преданы суду и приговорены к смертной казни, но им удается сбежать. Они пытаются прорваться в нейтральную Швейцарию, по дороге воюя как со своими, так и с немцами.
Бо Свенсон сыграл в этом фильме.
Он самый, и еще там есть Фред Уильямсон. Потрясающий фильм с отличным сценарием. Это своего рода оммаж «Железному кресту» Сэма Пекинпы, который стал хитом проката в Италии и образцом для подражания среди тамошних режиссеров.
В Великобритании «Железный крест» показывали в формате двойного сеанса вместе с «Суспирией».
«Железный крест» прошел незамеченным в американском прокате, но стал хитом в Германии и Италии. Я всегда отслеживаю такие тренды на подражание. Единственное, к чему я равнодушен, так это к многочисленным клонам «Безумного Макса», потому что их снимали спустя рукава. Сам «Безумный Макс» мне очень нравится.
Ни черта не весело, когда тебя преследует быстро бегающий зомби!
Ты смотрел фильм Бруно Маттеи «Крысы: Ночь ужаса»?
Нет, но много о нем слышал. В Штатах режиссера знают под псевдонимом «Винсент Даун». Он снял вестерн, который я хотел бы как-нибудь посмотреть — «Белый апач». Тем не менее, есть итальянские фильмы про постапокалипсис, которые мне нравятся. Один из них — я не уверен, что его режиссером был итальянец — рассказывает о попытке возродить человеческий род. Фильм называется «2019: После падения Нью-Йорка», снял его Мартин Долман.
Это псевдоним Серджо Мартино.
Ого! Просто потрясающе, я и не подозревал, что фильм снял Серджо Мартино. Он режиссер «Бога каннибалов» с Урсулой Андресс и Стейси Кичем.
В зависимости от того, где фильм выходил в прокат, он известен под названиями «Гора/пленница/раб бога каннибалов».
Да, «Раб бога каннибалов».
У нас фильм вышел с серьезными купюрами, но все равно попал в список «непристойных». Наверное, из-за правок «Бог каннибалов» стал одной из наименее интересных картин этого направления.
Я тоже так считаю.
Мартино — серьезный профессионал, но он не смог привнести в жанр ничего, что привнес, например, Умберто Ленци.
Мой фаворит — «Ад каннибалов». А Мартино превосходно справился с режиссурой фильма «2019: После падения Нью-Йорка». Джордж Истман сыграл персонажа по имени Здоровенная Обезьяна, а еще один парень с волосами песочного цвета, не помню, как его зовут — он тоже отличный. Он ведет за собой повстанцев и берет под свою защиту единственную женщину, способную к оплодотворению. У Майкла Сопкива там отличная роль.
Он снялся во «Взрывателе».
Отличный фильм! Как по мне, лучший у Ламберто Бавы.
Серьезно? Лучше, чем «Макабро»?
Это тоже отличный фильм. Я слышал, что он снял половину «Шока», который я обожаю.
О его вкладе в режиссуру фильма идут споры.
Те, кому «Шок» нравится, говорят, что его снял Марио Бава, а те, кому нет, говорят, что режиссером был Ламберто. Мне нравится и «Макабро», и «Взрыватель». И, кстати, вторая часть «Демонов» мне нравится больше, чем первая.
Зомби, оказавшийся на дне морском, плывет себе по своим делам, как вдруг рядом появляется акула и нападает на него!
У нас первых «Демонов», действие которых разворачивается в кинотеатре, выпустили сразу на видео, а вторую часть, наоборот, пустили в прокат.
Да ладно? А у нас вторых «Демонов» в кинотеатрах не показывали. Когда-то я работал в компании Imperial Entertainment. Они выпустили на VHS немало итальянских фильмов — «Демоны-2» были их крупнейшим релизом. Также они выпускали отличные спагетти-вестерны, «Возвращение Ринго» и «Пистолет для Ринго» Дуччо Тессари, а также фильмы Винсента Дауна (Бруно Маттеи) и Ларри Лудмана (Фабрицио Де Анджелис). Ты смотрел его версию «Сальвадора»?
Лудман снимает по семь фильмов на неделе.
Не помню, как зовут этого актера, он играл в «Багси» … Еще в фильме снялся Роджер Уилсон из фильма «Порки». Они играют репортера и журналиста, которые освещают кое-какие события в латиноамериканской стране. Веселое зрелище, так же, как и серия фильмов «Гром» этого же режиссера.
Как тебе Луиджи Коцци?
Нормальный режиссер, мне понравилось его «Заражение».
Когда я сказал ему, что мне понравился этот фильм, он чуть со смеху не помер, как будто услышал несусветную чушь. Но ведь это же лучший его фильм.
Лучший, это точно. Он снял еще один фильм, который я хочу посмотреть, не могу вспомнить его название.
Это фильм ужасов?
Да, но сейчас я не могу вспомнить, какой именно. Мне нравятся фильмы про ходячих мертвецов, например, «Город зомби» Умберто Ленци.
Это тот, где в самом конце выясняется, что все действие разворачивалось во сне?
Да. Больше всего в этом фильме мне нравится то, что зомби умеют бегать и стрелять из автоматов.
Еще они управляют самолетом.
Ни черта не весело, когда тебя преследует быстро бегающий зомби! У фильма шикарная задумка в стиле «Носферату»: на аэродром приземляется самолет с зомби на борту. Отличная картина, я остался ей очень доволен. У меня одна претензия к «Пожирателям плоти» — герои фильма не умеют быстро оборачиваться. Мы с друзьями считаем, что если в джунглях вокруг тебя рыскают зомби, не следует оборачиваться так же м-е-д-л-е-н-н-о, как это делают герои фильма. На их месте я бы развернулся и дал деру быстрее, чем Джесси Оуэнс и Карл, мать его, Льюис.
Мне всегда нравилась сцена, в которой герои фильма, прекрасно зная, что трупы превращаются в зомби, решают устроить пикник с поцелуями прямо на кладбище.
В этом фильме есть одна из самых безумных сцен из всех, что я видел. Зомби, оказавшийся на дне морском, плывет себе по своим делам, как вдруг рядом появляется акула и нападает на него! В ответ зомби начинает пожирать акулу. Самое дикое в этой сцене то, что когда начинаешь рассказывать про нее кому-то, кто не смотрел фильм, то человек впадает в ступор: «Неужели это есть в фильме?!». При этом в контексте фильма сцена смотрится органично. Больше всего у Фульчи мне нравится «Город живых мертвецов».
Что ты думаешь по поводу финальной сцены фильма? Замедленная съемка, паутина и все остальное…
Понятия не имею. «Дом на краю кладбища» тоже классный фильм — там есть отличная сцена, в которой топор пробивает дверь рядом с головой ребенка. Похожий момент был в «Городе живых мертвецов», когда героиню вызволяли из могилы. Эта сцена стоит в одном ряду со схваткой акулы и зомби в «Пожирателях плоти». Обе являются лучшими во всей фильмографии Фульчи. Мне очень нравится, как Джон Морген (Джованни Ломбардо Радиче) сыграл в «Городе живых мертвецов», у него классный персонаж.
Не знаю почему, но эти фильмы меня цепляют.
Он живет в хибаре, в которой лежит надувная секс-кукла и появляется гниющий труп младенца, при этом девушки от него без ума.
И чуть ли не все разговоры только о нем. О нем говорят даже больше, чем о священнике. Все его ищут, а он берет и заявляется к девчонке, мол, привет, как поживаешь, они садятся и вместе курят косяк. ****! [очень-очень здорово!] «Семь нот в темноте» — тоже отличный фильм.
У нас его демонстрируют по ТВ, но вырезают все сцены перед вступительными титрами, поэтому момент фильма, когда женщина падает со скалы и ее голова разрывается в клочья, не показывают.
Но ведь это очень важная сцена!
Да. Фильм очень атмосферный и красивый, он напоминает мне «Наваждение» Брайана Де Пальмы.
Согласен.
Многие из итальянских фильмов, что называется, на любителя. Некоторые из них целиком состоят из безостановочного экшена, а другие отличаются размеренным, неторопливым повествованием, они могут озадачить зрителя, воспитанного на Голливуде.
К ним надо привыкнуть. В этих фильмах приходится на многое закрывать глаза, но они смотрятся на ура и мне нравится, что в них есть что-то от оперы.
Здесь многие стали отдавать предпочтение Джону Ву и другим гонконгским режиссерам — меньше шансов нарваться на проходной фильм.
С итальянцами раз на раз не приходится. Я не смотрел «Пожирателей плоти 2», но слышал, что фильм не очень.
Ты про тот, который начал снимать Фульчи, а закончил Бруно Маттеи?
Он самый.
Тем не менее, там хватает забавных моментов.
Не знаю почему, но эти фильмы меня цепляют. Конечно, итальянцы перебарщивают с наездами камеры и так далее, но это чувство чрезмерности восхищает. Если ты фанат таких фильмов, то сразу становишься этаким членом клуба для избранных!
Перевод Руслана Ахметова
Читайте также
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Мамзель, я — Жорж!» — Историк кино Борис Лихачев и его пьеса «Гапон»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»